Свет библейской любви в гравюрах Марка Шагала

Культура

Свет библейской любви в гравюрах Марка Шагала

В музее им. Врубеля открылась выставка «Bible». В экспозиции – гравюры Марка Шагала, иллюстрирующие Книгу книг, а также эскизы мастера к оконной росписи иерусалимской синагоги: символичные образы родоначальников двенадцати колен израилевых.

Приближая Книгу к детям

Библия может быть только цветная – так считал великий колорист Шагал. Художник освоил сложную цветную литографию, и все это для того, чтобы работы получились живыми, теплыми, близкими к людям.

– Марк Шагал был художником, превзошедшим направления искусства и национальности: родился в Российской империи, в еврейской семье, всю жизнь жил в Европе. Обратите внимание: серия работ называется не «Тора», не «Ветхий завет», а «Библия», – замечает историк культуры Александра Полищук, куратор петербургского «Арт-центра» в Перинных рядах, который привез выставку в Омск. – А «Библия» – это в принципе означает «книга», это послание к людям вне зависимости от конфессии. Шагал вспоминал, как дома на коленях мать и отец читали ему Тору каждый вечер, и говорил, что хотел бы сделать такие иллюстрации к Библии, чтобы на них можно было смотреть точно так же – дома на коленях.

Марк Шагал читал Книгу не глазами ханжи, возвеличивающего библейский текст. Он, досконально знакомый с ветхозаветной историей, не видел кощунства в том, чтобы изобразить ее сюжеты настолько тепло и естественно, что порой кажется, будто перед нами рисунки ребенка: сказочные ангелочки с глазами-точками и улыбками-черточками, буйство красок, диковинные рыбы…

– В этом упрощении заключается мудрость художника, – считает омский раввин Ошер Кричевский, вместе с супругой посетивший открытие выставки. – Если есть задача приблизить Библию к людям, особенно к детям, то это – лучший способ. Мудрость автора в кажущейся простоте его работ. Библия – основа всех религий и вне религий, на ней основываются законы любого нормального государства: не убивай, не кради и так далее. Думаю, что подобная выставка играет большую роль в воспитании молодежи, она оживляет для людей то, что описано в Библии, и побуждает задуматься о хорошем.

Задержите взгляд

Когда идешь по залу музея, рассматривая экспозицию «Bible», несколько сбивает с толку порядок работ. Вроде бы все сюжеты расположились в хронологии, но почему-то эскизы к оконной росписи – символам двенадцати братьев, давших начало иудейскому роду, – не идут друг за другом, а разбиваются группами, перемежая ветхозаветные истории. Александра Полищук, проходя по залу, замечает: в Петербурге все было как положено: двенадцать братьев вместе, друг за другом, а вот омские музейщики разместили работы Шагала по эстетическим принципам, разделив эскизы и поместив их в центре каждой стены.

Куратор «Арт-центра» обращает внимание на сюжет «Каин и Авель»:

– Если смотреть на экспозицию целиком, часто появляется ощущение, что Шагал гармоничен настолько, что рисует чуть ли не по-детски, любит все на свете. А когда мы смотрим на гравюру «Каин и Авель», видим, что и жестокость, и всю ревность и зависть человеческую светлый мастер умел воплощать в своих работах. И обязательно остановитесь у гравюры «Давид и Вирсавия». Именно в ней отображается истинная любовь. Герои этой истории поженились, но сначала были неправедными: ведь Давид ради женитьбы на Вирсавии уморил ее мужа. Да, была страсть, восхищение друг другом – но это была не истинная библейская, не абсолютная любовь. И только когда Давид раскаялся, они пришли к этой абсолютной гармонии и стали единой плотью и кровью. Марк Шагал в этой гравюре отходит от обобщенно-условного изображения людей и переходит к манере реалистической: мы видим четкий образ мужчины и женщины, слитых воедино. И создается впечатление, что они даже светятся.

Витражи

В 1962 году Марк Шагал расписал 12 окон (по числу колен израилевых) в синагоге медицинского центра Хадасса в Эйн-Карем в Иерусалиме. Художник не мог позволить себе изображать людей на окнах синагоги – в противном случае человек становится объектом поклонения. Поэтому Шагал изобразил 12 братьев-прародителей, не рисуя люде
й, а используя символику животных, цветовое настроение и включение текста – имена братьев написаны на иврите. В Санкт-Петербурге экспозиция «Bible» произвела колоссальный эффект: эскизы витражной росписи проецировались на окна выставочного центра, отчего те отбрасывали в зал световой рисунок, будто окна той самой синагоги в Израиле.

ОмскПресс