Страшный суд «отца Александра»

Общество

Страшный суд «отца Александра»

Вынесенный в Омске приговор староверу Александру Хиневичу войдет в историю судебной практики России – на опыт омских судей и прокуроров по этому делу будут опираться юристы в других регионах. До сих пор в графе «Адвокатская практика по статье 282.2» (карает за возобновление деятельности запрещенной судом экстремистской организации) было написано – «Не представлена». В четверг, 11 июня, мировой суд Центрального округа Омска признал главу Древнерусской церкви староверов и «Славянской общины Капища Веды Перуна» Александра Хиневича виновным в совершении преступления по этой статье и назначил наказание в виде лишения свободы на 1 год и 6 месяцев условно.

  Кто не с нами, тот против нас

  57-летнего Александра Хиневича обвинили в организации деятельности запрещенной судом экстремистской организации, которая в своей символике использует знак, похожий на фашистскую свастику. На этот раз ему вменили в вину то, что он продолжал наполнять интернет-сайт своей организации и издал в декабре 2006 года книгу «Славяно-Арийские Веды». Кроме того, организовал в августе 2007 года празднование «Высшего дня Перуна».

  Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта профессор Яшин В. Б. пояснил, что в книге Хиневича есть признаки разжигания национальной и расовой розни. В лекциях Хиневича также усмотрены мотивы розни, поскольку в них он говорит о «чистоте рода», «величии белой расы». Понять Веды, по мнению эксперта, могут только 10–12% избранных людей. Поэтому профессор считает, что в Ведах от Хиневича есть высказывания экстремистского характера.

  Другой также допрошенный в судебном заседании специалист – Вахитов И. А. пояснил, что Омским отделением Сибирской геральдической коллегии было проведено исследование символов, знаков, изображений организации Хиневича на предмет соответствия нацистской символике. Эксперты пришли к выводу, что эти знаки воздействуют на человека негативно – вызывает ассоциацию с фашистской Германией. Поскольку далеко не все в нашем обществе знают о существовании подобных знаков в древности, у современников при виде свастики возникают однозначные ассоциации – с войной.

  – Староверы сейчас всюду говорят о том, что государство против них и хочет их уничтожить, – говорит старший помощник прокурора Центрального округа Светлана Мигель. – У нас в обществе есть определенное отношение к свастике, и в этом не переубедить никого. Немногие знают, что свастика – это какой-то древний символ. Мы-то все выросли на послевоенных фильмах, да и сейчас в широком прокате много фильмов о войне, поэтому свастику и вскидывание руки вверх люди воспринимают соответствующим образом и не обращают внимания на то, что, например, вскидывание руки идет у староверов от сердца, а не от бедра. Ну и потом есть закон от 1995 года об увековечивании памяти. И если там написано, что запрещены смешения символов со свастикой, значит, этого не должно быть.

 

  У семи нянек дитя без глазу

  Предводителя староверов-инглингов (это определение ввел сам Хиневич) в процессе защищали два адвоката и пять правозащитников. На них вся община староверов возлагала большие надежды и долго собирала деньги. Но похоже, защита только внесла раскол в ряды инглингов. По словам государственного обвинителя Светланы Мигель, «сторона защиты была организована не очень хорошо для самого Хиневича. Некоторые защитники появлялись в судебном заседании когда хотели, и иногда ситуация выходила за рамки рассмотрения уголовного дела. А трибуну в суде «правоведы» использовали для своей выгоды».

  На вынесение приговора вообще пришел только один адвокат и один защитник. Об этом бурно рассуждали на своем сайте сами староверы (http://old-church. ru) (орфография и пунктуация автора сохранены):

  «Вчера в суде произошло что-то невероятное… Юрий Кареткин (от ред. – один из защитников) вместо того, чтобы поддержать ходатайство адваката Артемьева о возобновлении судебного следствия, устроил свару между защитниками… поставил о. Александру ультиматум… либо он отказывается от услуг московских защитников и адваката Артемьева, либо пусть даёт отвод самому Юрию Кареткину. Причину такого своего поведения Кареткин не стал объяснять ни другим адвокатам и защитникам, ни о. Александру. Тем людям, которые пришли в суд поддержать о. Александра, Юрий Кареткин пояснил, что ему нужен сейчас любой приговор, так как ему нужно заканчивать свою вторую книгу (от ред. – Кареткин пишет книгу об отце Александре). Во время прений Кареткин вновь устроил демарш, заявив, что никаких московских защитников и Артемьева не нужно, так как во время войны не москвичи спасли Москву и страну, а сибирики… поэтому только сибирики могут выигрывать битвы и судебные процессы».

  Хотя инглинги ратуют за возрождение старой веры, в каждом слове ищут скрытую этимологию и бравируют древними символами, с правописанием на родном русском языке они почему-то не считаются. Поэтому каждое второе сообщение на их сайте пестрит словами вроде «сибирики» и «адвакаты».

  На что потратили «народные денюжки», теперь недоумевают и сами общинники:

  «Где все это время были адвокаты, чем занимались, почему прохлопали? И что они реально за эти несколько месяцев сделали? А то одни крики – денег на адвокатов надо собрать, а как до дела доходит, то и спросить не с кого», – возмущается другой старовер на форуме.

  А один из правозащитников, судя по всему, и вовсе пытался устроить переворот в рядах инглингов. Читаем форум и узнаем, «что однажды Массагетов (один из защитников) заявил, если мы выиграем дело, то это будет моя заслуга, а ежели проиграем, то вина целиком будет на общине староверов…» Массагетов на судебных заседаниях уже народу говорит: «Вам надо нового лидера выбирать». К чему бы это? Кого он метит нам в лидеры?» (Орфография автора сохранена).

  Да и сами староверы тоже не особо рьяно стремились поддержать отче. Если на первом слушании было очень тесно и душно (пахнут многие староверы очень «по-старому»), то вот к финалу сайт запестрил призывами типа: «Приходите на суд, а то что-то народа все меньше приходит…»

 

  Дело «врачей-убийц»

  Кстати, в «общую копилку» можно здесь добавить и таинственную историю с болезнями Патера Дия (так себя называет Хиневич), который несколько раз не являлся в суд по причине срочной госпитализации. Справок из больниц он не приносил, а староверы на форуме активно писали о том, что вокруг Александра Хиневича – одни «врачи-убийцы».

  – Касательно справок: когда человек болен, то его оставляют в больнице. Те медицинские заведения, куда Хиневич обращался, не оставляли его на лечение, – говорит старший помощник прокурора Светлана Мигель. – То, что он человек с какой-то определенной болезнью, связанной с системой дыхания, – это очевидно: он постоянно пользуется ингалятором. Но на справке, которую предоставили нам врачи, черным по белому написано, что ему просто надо меньше курить. Он курит как паровоз. Я вообще считала, что люди, которые являются приверженцами какой-то веры, должны соблюдать определенные ограничения: не употреблять спиртное, не сквернословить, не курить. Тем более что курение принес в Россию Петр I, и староверы, на мой взгляд, не должны этого делать. А по поводу «врачей-убийц», о которых писали на сайте… Ну скажите, какой врач-убийца посоветует человеку не курить?

  По всей видимости, здесь защитники тоже едва не подвели своего высокодуховного клиента. Странные справки из больницы с рекомендацией не курить могли быть истолкованы как нарушение подписки о невыезде. А это – лишение свободы до 3 лет.

 

  СПРАВКА

  Сколько в настоящее время на территории г. Омска и Омской области действует религиозных общин, входящих в состав Древнерусской церкви староверов, – точно не известно даже самому отцу Александру. По данным самих инглингов, в Омске проживает около 13 000 староверов. Помимо этого церковь имеет свои общины в разных регионах России, а также во многих странах СНГ (Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина, Крым), за рубежом (Германия, США, Канада). Поэтому даже если Александр Хиневич решит и вовсе уйти на покой, деятельность общины вряд ли затихнет.

 

Наталья Синеева

ОмскПресс