Музейщики спасли лес

Культура

Музейщики спасли лес

Культурная общественность продолжает отмечать 200-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 года. В минувшую среду в «Либеров-центре» открылась выставка, посвящённая этой дате и названная «Русское поле». О войне здесь, пожалуй, только несколько строк Толстого, ведь основные экспонаты — пейзажные картины омских живописцев. Некоторые из полотен были в буквальном смысле спасены.

Случайная закономерность

— Выставка посвящена юбилею победы 1812 года, но у нас не было цели показать войну. «Либеров-центр» — художественный музей, и мы не даём в экспозициях историю. В 1812 году солдаты и военачальники оказались на полях сражений — на бескрайних просторах с огромным небом. Вот почему «Русское поле»: мы хотели показать образ той природы, за которую боролись наши предки 200 лет назад, — обводит рукой полотна омских пейзажистов автор и куратор проекта, заведующий выставочным отделом музея Виталий Гриценко.

Когда специалисты музея формировали выставку, на фамилии авторов работ не смотрели: главным критерием была тема. Выбирали пейзажи, выбирали поля. А когда закончили, оказалось, что в экспозицию попали сплошь полотна значимых, весомых художников Омска: Владимира Белова, Геймрана Баймуханова, Алексея Сапожникова и других. Вот так, случайно, «Русское поле» омичам показали глазами мэтров. А быть может, и закономерно — на то они и мэтры.

Как оказалось, бескрайними земными и небесными просторами экспозиция не ограничивается: вдруг я замечаю большую картину, на которой изображен осенний лес. Мой недоуменный взгляд (ведь поля выбирали!) ловит куратор выставки:

— Поле ведь просто так не начинается и не заканчивается, всегда есть лесные опушки. Вот и у нас в каждом из двух залов есть такая опушка. Кстати, у этой — «Осенний пейзаж» Евгения Куприянова — интересная история. Она могла быть уничтожена, но, слава богу, картину удалось спасти.

Двойная удача

Историю спасения картины рассказала главный хранитель «Либеров-центра» Нина Шугаева. «Осенний пейзаж» Евгения Куприянова вместе с двумя полотнами других омских художников долгое время провисел в одном из омских санаториев. А попал он в музей благодаря работнице этого санатория. У нее не поднялась рука уничтожить живописное полотно, что полагалось сделать после списания. Вместо этого сотрудница санатория привезла картины в музей. Живопись Куприянова, по словам Нины Шугаевой, была в ужасающем состоянии: сквозные отверстия, жуткое пылевое загрязнение и белёсый налет.

— Спасибо нашему реставратору Виктории Ефименко, она отмыла картину, заделала все пробоины. Картина засветилась и ожила, — говорит главный хранитель. — И вдвойне приятно, что удалось её спасти, потому что Евгений Абрамович Куприянов — замечательный художник и до этих пор у нас не было ни одной его работы. А теперь у нас есть «Осенний пейзаж» — единственная картина Куприянова в коллекции музея.

Кстати

Выставка «Русское поле», посвящённая 200-летию победы, продолжается на втором этаже музея — здесь зрителей встречает экспозиция «Наполеончик», составленная из работ студии творчески одаренных детей от 7 до 13 лет. Воспитанники «Либеров-центра» создали образ маленького Наполеона с помощью коллажей и компьютерной графики. А в большом зале — образы войны и мира с портретами барышень на балах и офицеров в мундирах, со строками Толстого и Пушкина на больших баннерах и с картой Бородинского сражения во всю стену.

 

ОмскПресс