Последний день лета омский Концертный зал отметил «Ударным концертом». Впервые в нашей стране выступил американский перкуссионист-виртуоз и композитор Эндрю Билл. Вместе с симфоническим оркестром он сыграл российскую премьеру своего концерта «Affirmation», исполнив соло на 25 ударных инструментах.
«Вечёрка» выяснила, что это далеко не полный набор инструментов, которыми владеет гость из Штатов.
— Эндрю, говорят, хочешь устроить родителям веселую жизнь — подари их ребенку барабан. Вы помните свой первый барабан?
— Да, это был как раз рождественский подарок моих родителей! Мне тогда было одиннадцать лет. Они не хотели покупать всю ударную установку — не знали, буду я играть или нет. Купили только один барабан.
— А когда появилась установка?
— За год я доказал родителям, что играть буду. Так что установка появилась на следующее Рождество, когда мне было двенадцать.
— На концерте в Омске вы сыграли на 25 инструментах, а сколькими видами ударных вообще владеете?
— Ох… Наверное, всеми! По крайней мере, в школе нас учили играть на всех (Эндрю Билл окончил Манхэттенскую школу музыки и Нью-Йоркский университет. — Прим. авт.). Так, на сцене у меня двадцать пять… Еще, наверное, десятью-пятнадцатью владею. В общей сложности тридцать пять — сорок получается. Где-то так.
— Какой из них самый любимый и почему?
— Маримба! Она очень разносторонняя — её мягкий, тёплый характер может сменяться агрессивным. Этот инструмент позволяет показать музыканту всю его виртуозность, максимально себя выразить.
— А как, на ваш взгляд, ударные лучше могут себя показать — соло или в составе оркестра?
— Всё зависит от произведения. Во время учебы мы играли на ударных всю классику — к примеру, есть переложения Баха для маримбы. Сегодня я играю с оркестром, и это очень помогает: легче передать всю мощь произведения. Особенно я обращаю внимание на струнников, они очень выразительно исполняют.
— Под этой мощью оркестра не гаснут ударные?
— Я пишу свои произведения так, что и я смогу высказаться, и оркестр. Есть паузы у ударных, соло у струнных и у медных духовых. Я не пишу произведения «для маримбы с оркестром», где оркестр только аккомпанирует. В «Affirmation» мы — равноправные солисты.
— Вы один из немногих композиторов, отдающих в концертах сольные партии ударным. Такие партии пишутся как-то по-особенному?
— Нет, всё традиционно, как и для любого солирующего инструмента. Самое главное для меня — это мелодия. Я любое свое произведение стремлюсь сделать мелодичным, будь то квартет ударников или произведение с оркестром.
— То есть ударные — это не только ритм, но и мелодия?
— Совершенно верно. Каждый из стоящих на сцене тамтамов настроен на определенную частоту. Литавры оркестра тоже выстроены, они тоже играют лирическую мелодию. Литаврист постоянно в течение концерта меняет регистр ноты, он даже признался мне, что тяжело этот концерт играть: надо постоянно регулировать инструмент, успевая вовремя (смеется). Так что здесь должен быть не только ритм, но и мелодия. В своих мелодиях я, если вы заметили, иногда привожу цитаты. В третьей части этого концерта есть цитата одного из квартетов, звучит также маленький фрагмент знаменитого рэпера Эминема. Стравинский сказал: «Хорошие композиторы берут мелодии взаймы, плохие композиторы — крадут». Я привожу цитаты умышленно.
— Напоследок я попрошу вас вспомнить самое неожиданное место, где вам приходилось играть.
— Здесь! Потому что Омск слишком далеко от моей родины. Но скажу честно, я бы с удовольствием тут сыграл еще не раз, потому что акустика в зале исключительная.
Справка
Эндрю Билл — перкуссионист, композитор, президент Ассоциации ударных инструментов в Нью-Йорке, глава нотного издательства, преподаватель. Исполняет симфоническую, рок-музыку, бродвейские мюзиклы («Человек-паук», «Король Лев», «Отверженные»). Автор порядка 25 музыкальных сочинений.
Кстати
На «Ударном концерте» прозвучала не только российская премьера Концерта Эндрю Билла, но и мировая премьера Симфонии № 6 Юрия Козулина (Санкт-Петербург). Для ее исполнения в состав симфонического оркестра вклю
чили инструментальную рок-группу: бас-гитару, электрогитару и ударные. По задумке композитора, произведение строится на контрасте и переплетении агрессивного рок-звучания и светлой лирики.