Соло на 25 ударных. Российская премьера американского композитора

Культура

Соло на 25 ударных. Российская премьера американского композитора

Последний день лета омский Концертный зал отметил «Ударным концертом». Впервые в нашей стране выступил американский перкуссионист-виртуоз и композитор Эндрю Билл. Вместе с симфоническим оркестром он сыграл российскую премьеру своего концерта «Affirmation», исполнив соло на 25 ударных инструментах.

«Вечёрка» выяснила, что это далеко не полный набор инструментов, которыми владеет гость из Штатов.

— Эндрю, говорят, хочешь устроить родителям веселую жизнь — подари их ребенку барабан. Вы помните свой первый барабан?

— Да, это был как раз рождественский подарок моих родителей! Мне тогда было одиннадцать лет. Они не хотели покупать всю ударную установку — не знали, буду я играть или нет. Купили только один барабан.

— А когда появилась установка?

— За год я доказал родителям, что играть буду. Так что установка появилась на следующее Рождество, когда мне было двенадцать.

— На концерте в Омске вы сыграли на 25 инструментах, а сколькими видами ударных вообще владеете?

— Ох… Наверное, всеми! По крайней мере, в школе нас учили играть на всех (Эндрю Билл окончил Манхэттенскую школу музыки и Нью-Йоркский университет. — Прим. авт.). Так, на сцене у меня двадцать пять… Еще, наверное, десятью-пятнадцатью владею. В общей сложности тридцать пять — сорок получается. Где-то так.

— Какой из них самый любимый и почему?

— Маримба! Она очень разносторонняя — её мягкий, тёплый характер может сменяться агрессивным. Этот инструмент позволяет показать музыканту всю его виртуозность, максимально себя выразить.

— А как, на ваш взгляд, ударные лучше могут себя показать — соло или в составе оркестра?

— Всё зависит от произведения. Во время учебы мы играли на ударных всю классику — к примеру, есть переложения Баха для маримбы. Сегодня я играю с оркестром, и это очень помогает: легче передать всю мощь произведения. Особенно я обращаю внимание на струнников, они очень выразительно исполняют.

 — Под этой мощью оркестра не гаснут ударные?

— Я пишу свои произведения так, что и я смогу высказаться, и оркестр. Есть паузы у ударных, соло у струнных и у медных духовых. Я не пишу произведения «для маримбы с оркестром», где оркестр только аккомпанирует. В «Affirmation» мы — равноправные солисты.

— Вы один из немногих композиторов, отдающих в концертах сольные партии ударным. Такие партии пишутся как-то по-особенному?

— Нет, всё традиционно, как и для любого солирующего инструмента. Самое главное для меня — это мелодия. Я любое свое произведение стремлюсь сделать мелодичным, будь то квартет ударников или произведение с оркестром.

— То есть ударные — это не только ритм, но и мелодия?

— Совершенно верно. Каждый из стоящих на сцене тамтамов настроен на определенную частоту. Литавры оркестра тоже выстроены, они тоже играют лирическую мелодию. Литаврист постоянно в течение концерта меняет регистр ноты, он даже признался мне, что тяжело этот концерт играть: надо постоянно регулировать инструмент, успевая вовремя (смеется). Так что здесь должен быть не только ритм, но и мелодия. В своих мелодиях я, если вы заметили, иногда привожу цитаты. В третьей части этого концерта есть цитата одного из квартетов, звучит также маленький фрагмент знаменитого рэпера Эминема. Стравинский сказал: «Хорошие композиторы берут мелодии взаймы, плохие композиторы — крадут». Я привожу цитаты умышленно.

— Напоследок я попрошу вас вспомнить самое неожиданное место, где вам приходилось играть.

— Здесь! Потому что Омск слишком далеко от моей родины. Но скажу честно, я бы с удовольствием тут сыграл еще не раз, потому что акустика в зале исключительная.

Справка

Эндрю Билл — перкуссионист, композитор, президент Ассоциации ударных инструментов в Нью-Йорке, глава нотного издательства, преподаватель. Исполняет симфоническую, рок-музыку, бродвейские мюзиклы («Человек-паук», «Король Лев», «Отверженные»). Автор порядка 25 музыкальных сочинений.

Кстати

На «Ударном концерте» прозвучала не только российская премьера Концерта Эндрю Билла, но и мировая премьера Симфонии № 6 Юрия Козулина (Санкт-Петербург). Для ее исполнения в состав симфонического оркестра вклю
чили инструментальную рок-группу: бас-гитару, электрогитару и ударные. По задумке композитора, произведение строится на контрасте и переплетении агрессивного рок-звучания и светлой лирики.

ОмскПресс