На кого жалуетесь?

Общество

На кого жалуетесь?

Споры между покупателями и предпринимателями, торгующими на муниципальных рынках, чаще всего удаётся уладить в досудебном порядке. Мирному разрешению таких локальных конфликтов способствуют активисты общества защиты прав потребителей, которые в консультационных пунктах на рынках ведут разъяснительную и профилактическую работу.

– Ещё в 2006 году обществом был выигран муниципальный грант «Школа потребителей», в рамках которого мы отработали в течение полугода, обучив и проконсультировав 1000 человек. Причем половина из них – предприниматели, – говорит председатель Омского областного общества защиты прав потребителей Людмила Королькова. – Мы подготовили и распространили брошюру «Потребитель, защити свои права». Администрация поддержала наше желание работать в этом направлении и дальше, и решением городской межведомственной комиссии по вопросам защиты прав потребителей на городских рынках стали создаваться «центры потребительского образования», или, как мы их называем, консультационные пункты…

В настоящее время организованы и реально действуют 11 таких центров – на территориях всех филиалов МУП «Муниципальные рынки» и на трёх частных: на рынке, известном среди омичей как «китайский», в торговом комплексе «Казачья слобода» и на рынке «Авангард-95».

Как сообщила Л. Королькова, возглаляемое ею общество является участником тройственного соглашения о взаимодействии по вопросам защиты прав потребителей, по недопущению фактов распространения некачественных, контрафактных товаров (его также подписали представители областного Союза предпринимателей и администрации города). В рамках этих договорённостей члены общества не реже двух раз в месяц выходят, скажем, на дежурства в «центры потребительского образования», чтобы дать консультации покупателям и предпринимателям, работающим на рынках.

– Представители нашего общества обращались в администрации рынков с предложениями об установке дополнительных столов для упаковки товаров, установке пунктов горячего питания на Левобережном и Ленинском рынках, об обновлении вывесок о принадлежности торговых точек и ценников на товарах в местах уличной торговли, – продолжила Королькова. – Приятно, что на каждое такое обращение следует положительная реакция… Что же касается конфликтов между потребителями и предпринимателями, то, как показывает практика, в 90% случаев такие споры разрешены в пользу потребителей. Причем почти в 25% случаев обратившиеся в общество получили помощь в разрешении конфликтов сразу на местах, в присутствии предпринимателей и представителей администрации рынков…

В конце прошлого года, с вступлением в силу Федерального закона ФЗ-88 о введении технических регламентов на молоко и молочную продукцию, в консультационные пункты стало поступать много жалоб от покупателей на то, что при реализации весовой сметаны продавцы берут плату за тару (пластиковый контейнер), что приводит к удорожанию продукта. Конечно, 2–4 рубля для кого-то, может быть, и не деньги, но для пенсионеров, привыкших считать каждую копейку, это необоснованные траты. На их сторону и встали общественники, разъяснив незадачливым предпринимателям Правила продажи отдельных товаров, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 55, в которых говорится (пункт 35), что «развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде, без взимания за упаковку дополнительной платы». Как-то в консультационный пункт в филиале «Советский» во время губернской ярмарки поступила жалоба: при продаже картофеля (по 12 руб. за 1 кг) произошёл обвес, в результате которого покупатель переплатил 11 руб. 60 коп. Его обманули почти на килограмм картофеля! После вмешательства в конфликт представителя общества защиты прав потребителей предприниматель отрегулировал весы. Сколько же покупателей избежали обвеса!

 

MНЕНИЕ

Сергей СИНДЕЕВ, заместитель директора департамента городской экономической политики: – Мы анализировали работу по вопросам защиты прав потребителей в других городах: где-то делается акцент на карательные меры, сбор штрафов за нарушения законодательства… Но думаю, что результативность той работы, которую выполняют члены общества защиты прав потребителей, говорит сама за себя и мы должны ориентироваться как раз больше на профилактические меры, на разъяснительную практику. Это, наверное, правильное направление.

 

Татьяна БЕРЕЗОВСКАЯ

ОмскПресс