Идея блестящего департамента

Политика

Идея блестящего департамента

Накануне Дня города «Вечёрка» встретилась с новым директором департамента культуры из числа «старой гвардии». Владимир ШАЛАК, служивший начальником горуправления культуры при Валерии Рощупкине, снова вернулся в муниципальную власть. Он рассказал о своих принципах руководства, о будущей работе департамента и о своей специальной папочке.

О чиновниках от культуры и наших потерях

– Культурой управлять нельзя – можно управлять только процессами, происходящими в культуре. Я всегда говорю всем своим замам и сотрудникам: главная задача чиновников – не мешать. Мы должны координировать, направлять и помогать. Только тогда наша миссия будет исполнена. В культуре нужно будоражить – просто сухо здесь нельзя работать. Даже по нормативам 1996 года в Омске не хватает школ искусств, библиотек, посадочных мест в кинотеатрах и дворцах культур. Такова ситуация – к сожалению, мы многое потеряли. Я проехал, посмотрел часть учреждений – без боли невозможно смотреть: что было и что стало… Мы, по существу, потеряли ДК завода имени Козицкого, ДК «Рубин» – руины, ДК Кировского округа в аварийном состоянии. А денег нет сегодня на то, чтобы отремонтировать. Денег нет, врать не люблю и не буду. Но я думаю, что мы все равно сумеем переломить ситуацию. Надо искать инвестора на открытие кинотеатров – значит, будем искать. Будем просить мэра и горсовет каждый год изыскивать средства для того, чтобы открывать новые школы искусств.

 

О новом департаменте культуры

– У меня есть идея создать блестящий департамент, состоящий из умных, образованных людей. Я сторонник того, чтобы в департаменте культуры работали люди, которые понимают то, о чем говорят, которые могут филармонию от фисгармонии отличить. Чтобы на аппаратном совещании одного слова было достаточно, чтобы сотрудники понимали, о чем речь идет. Вот о чем я мечтаю, и так и будет. Но ни один человек из тех, кто сейчас здесь работает, я вас уверяю, не будет выброшен за борт. Ко всем до единого подойду бережно, и ни одного не отправлю в никуда – за каждым стоит семья, как ему в глаза смотреть и просить написать заявление об уходе? Все будут работать, но кто где – это другой вопрос. А здесь будут работать суперпрофессионалы. У нас молодым зеленый свет, обязательно должен быть сплав креативной молодости и опыта. На планерках у меня не театр одного актера – я не люблю, когда сидит начальник и вещает. Свои мысли высказывают все, никто не боится – никому никаких гонений. И молодые спорят с теми, кто постарше. А когда все высказались, из общего разговора уже берешь рациональное зерно. Вот тогда зарождается дух коллективизма в команде, тогда люди на работу бегут, а с работы уходят нехотя.

 

О комиссиях по наркотикам и ДШИ

– В 90-е безденежные годы мы открыли три театра, создали восемь новых школ искусств, девять спортшкол – мы работали на развитие. И я до сих пор придерживаюсь четкой позиции, которую озвучиваю всем мэрам. Зачем мы плодим комиссии по наркомании, токсикомании и так далее? Вместо траты безумных денег на содержание комиссий, эффект от деятельности которых практически нулевой, лучше отправлять эти деньги на открытие пусть небольших, по месту жительства, школ искусств. Я анализировал: у нас в Омске 22 школы искусств, и среди восьми тысяч их выпускников – ни одного правонарушителя. Не надо школ на 500 человек, давайте создавать просто отделения, приближенные к дому. В каждом микрорайоне должны быть заведения дополнительного образования детей. Если рядом с каждой общеобразовательной школой создавать школу искусств – уже через пять-семь лет мы с вами увидим другое поколение людей, воспитанных в мире прекрасного.

 

О моратории на фестивали и свободных деньгах

– Я считаю, что до 2016 года надо вообще наложить мораторий на проведение крупномасштабных и затратных фестивалей. У нас достаточно собственных творческих сил, чтобы насыщать культурную жизнь города и делать настоящий праздник, где каждому есть занятие по душе. Мощный карнавал пусть выстрелит в 2016 году. А те деньги, которые будут высвобождаться, я считаю, надо направлять на более заметные акции, которые останутся для потомков. Например, на восстановление библиотек и музеев, памятников истории и архитектуры, установку памятника основателю Омска. В нашем городе достаточно мест, которые надо бы как-то обозначить. К примеру, знаменитое Казачье кладбище, где похоронены многие выдающиеся люди Омска. К большому сожалению, его разровняли и не оставили даже таблички. А ведь там лежат выдающиеся люди – ученые, военные, исследователи. И есть идея установить на Казачьем кладбище стелу с фамилиями тех, кто на нем покоится.

Наша главная задача – восстановить учреждения культуры, сделать жизнь городских театров более интересной и насыщенной, посмотрим, может быть, даже новые театры откроем. В городе Мышкине Ярославской области одиннадцать музеев. А город с населением в пять тысяч человек! Каково? А мы городской музей «Искусство Омска», который открыли в 1991 году, до сих пор не можем отремонтировать. Конечно, отсутствие средств тормозит наши мысли. Но руки мы опускать не собираемся – я уверяю, мы сделаем, нужно только время. Пока не знаем об источниках финансирования, не будем об этом говорить, но то, что сделаем, – однозначно. Постараемся сделать всё, чтобы хотя бы к 300-летию Омска нам было чем гордиться в культурной жизни города. Сейчас в Омске всё нормально, культура развивается с каждым выходом новой книги, постановкой спектакля, подготовкой концерта. Конечно, имеется тяжелая ситуация с учреждениями культуры, которые надо восстанавливать, возвращать в лоно культурнодосуговой деятельности. Но мы не плачем, а будем решать проблемы.

Мы будем поддерживать и художников, и скульпторов, со всеми восемью творческими союзами будем выстраивать ровные отношения, ни один не останется без нашей поддержки. Но мы бы хотели такого же к нам отношения. Работа должна строиться на паритетных началах. Департамент культуры не будет «покровителем», нам нельзя ни в коем случае властвовать. Только работать вместе и наравне со всеми – вот тогда в городе создастся нормальная атмосфера. Мы будем со всеми дружить. Ведь если я совру, вы же меня, извините, размажете на страницах своей газеты. Так что я постараюсь для этого вам повода не давать.

 

О папке на столе руководителя

– Сейчас мы сделали папку для предложений по празднованию 300-летия Омска. И там будут собраны все, пусть даже самые бредовые, идеи – никого осуждать не будем. В любом предложении можно найти что-то интересное. В департамент культуры могут обращаться все, кто пожелает, – обязательно выслушаем. Более того, после Дня города департамент начнет серию встреч с краеведами и учеными, мы посмотрим, как сделать интересной и запоминающейся подготовку к 300-летию Омска. Это должен быть план обширный и выполнимый – для проверяющих нам план готовить не надо, самым главным нашим цензором будут омичи. Поверьте, ни одна идея из специальной папочки не запылится, мы все посмотрим. Но не буду никого обманывать и говорить: всё воплотим в жизнь. Красивых идей полно, но всегда платформа одна – денежная составляющая. Приходится отказывать с горечью в сердце, ведь идея-то хорошая. И тем не менее я не сомневаюсь, что мы будем идти вперед. Я на работе с 7.30, пусть приходит молодежь с идеями – приму всех, я за любые предложения, за которыми стоят рассудок и мысли о городе.

 

О звёздных концертах

– Что у нас всегда происходит с концертами звёзд на День города? Сидишь на заднем ряду стадиона или спортивной площадки, ничего не видишь, только тешишь себя фактом: мол, я побывал на концерте Лаймы Вайкуле. К тому же как раздают на них билеты? Приходят чиновники, которые и сами могут купить билет, – ну тут же бесплатно! А остальные? Поэтому я категорический противник приглашения таких звёзд, я против того, чтобы тратить безумные средства на приглашение одного артиста, на концерте которого побывают пять-семь тысяч человек из почти полуторамиллионного города. Эффект бумеранга – мы ничего никому не показали, но получили по затылку. И поделом получили: значит, не умеем мыслить, не умеем другими категориями подходить. Я поддерживаю точку зрения, что надо приглашать какие-то молодежные группы, которые бы выступали на Зеленом острове. А звёзды пусть выступают в Концертном зале: приехал артист – пустите в продажу билеты, кто купил, тот купил. А если говорите, что сделали благотворительно, то и надо отдать билеты самым малоимущим, самым социально незащищенным. Вот такой и будет наша позиция.

 

Об Омской крепости

– Обновлённая Омская крепость мне на душу не легла. Я несколько дней назад устроил её руководителям выволочку за все эти дела. Памятник архитектуры – хорошее дело, согласен, надо навести порядок. Но как можно было, например, сделать то, что сделали с денежной кладовой? Хорошо оштукатурено, побелено, крыша – блестящий красный новодел. Разве это денежная кладовая? Зашли внутрь – сводчатые кирпичные потолки, где-то рваная штукатурка – и понимаешь: памятник! На то и существуют реставрационные работы, которые должны контролироваться соответствующими органами. В данном случае есть инспекция по охране памятников истории и архитектуры. Разве можно было там, где были тесовые крыши когда-то, делать суперсовременное покрытие? Может быть, тогда черепичную, чешуйчатую или хотя бы приглушенную. И не делать такую белизну здания. Опять же ворота – новодел, который за пять км видно сразу. Здания крепости закрыты, поскольку в аварийном состоянии, сметы есть – денег нет. Нужны сотни миллионов рублей, которых не найти в тощем городском бюджете. Значит, надо кого-то привлекать. А на сегодня мы имеем восемь рваных корпусов, всё плиткой застелено, ни одного кустика, пришел в палящий зной – и укрыться негде. Сейчас я собираю документы, есть идея каким-то образом выйти на правительство РФ в рамках подготовки к празднованию 300-летия города и получить целевые федеральные средства на реконструкцию этого памятника.

ОмскПресс