Жизнь в импровизациях

События

Жизнь в импровизациях

Первой профессиональной джазовой певице Омска Татьяне Абрамовой седьмого августа исполнилось бы 50 лет. Накануне её юбилея в Концертном зале филармонии пройдёт программа, посвящённая памяти артистки. А сегодня родные и друзья вспоминают, какой была она — джазовая легенда Омска.

Соло для ансамбля

На сиреневом фоне — стройное дерево, озаренное желтым светилом. Жители нашего города помнят такие плакаты: афиша, созданная Геннадием Белозёровым в 90-х годах, удивительно точно попала в суть творчества омички Татьяны Абрамовой. И с тех пор все концерты певицы анонсировались именно на этой афише. Концерт памяти вокалистки — тоже…

После окончания Гнесинки и работы в Новосибирске Абрамова вернулась в Омск. Родной город познакомил артистку с замечательными музыкантами — пианистом Юрием Поляковым, гитаристом Андреем Соловьёвым и ударником Александром Холзеневым. С творческого союза вокалистки с ансамблем Полякова началась история ее концертов в филармонии.

Вспоминая Татьяну Абрамову, близкие и коллеги в один голос утверждают: она была лидером, солисткой и на сцене, и в жизни. Но при этом, безусловно, «ансамблевым» человеком.

— Своим сольным началом Таня не подавляла, она всегда гармонично вливалась в коллектив, в компанию. Ощущение ансамбля — это дар, который не каждому присущ, — вспоминает подруга певицы композитор Лолита Чернорай, автор множества песен из репертуара Абрамовой. — Это был ее дар и черта характера.

— Она мыслила как инструменталист, — продолжает гитарист Андрей Соловьев, муж артистки. — У Татьяны было абсолютное чувство ритма, метра, могла сказать барабанщику: «Ты неровно играешь». С ней очень весело работалось — во всём была импровизация. Я аккомпанирую ей, она отвечает на любое мое изменение. Импровизация была во всём, причём на уровне тонких вещей: в динамике песни, в интонировании.

Артистка, жена, учитель…

С будущим мужем Андреем Соловьёвым певица познакомилась случайно: кто-то привёл девушку в компанию самодеятельных музыкантов, подрабатывавших на танцах. Долго встречались, пока наконец Татьяна не сказала: мол, хватит женихаться, пора бы и пожениться уже.

Хозяйкой Татьяна оказалась умелой, все, за что ни бралась, делала хорошо. Капусту квасила бочками: всегда найдутся друзья, которых можно угостить. Шарлотку пекла по личному рецепту, которым делилась с друзьями и учениками.

— Таня очень любила готовить, — вспоминает муж певицы. — Маленькую кастрюльку никогда не делала — всегда помногу и вкусно. Эта черта ей досталась от родителей: там тоже, если гости приходят, стол ломится. Она пыталась изобретать свои рецепты, импровизировать и за кухонным столом. А пока капусту шинковала, в уме работала над очередной песней. Мало ведь выучить мелодию и слова — надо еще придумать, как петь, расставить смысловые акценты.

С 1996 года Абрамова стала преподавать в областном колледже культуры и искусства. И хотя всегда считала себя в первую очередь артисткой и только потом — преподавателем, сил и времени больше уходило именно на воспитание учеников. Татьяна Абрамова, по сути, стала родоначальником эстрадно-джазового направления в Омске.

— Ее дар, ее талант распространялся на все, и на педагогическую деятельность в том числе, — рассказывает Лолита Чернорай. — И главным в её одаренности было умение изначально видеть потенциал учеников, понимать, кто на что способен. Ее воспитанники стали известными в городе вокалистами. Например, Анна Шинковая — очень достойно заняла нишу Абрамовой, с честью несет имя своего учителя. Татьяна была очень открытым и демократичным человеком, готовым к экспериментам. Но при этом она всегда знала: никогда нельзя давать воспитаннику то, чего он не может спеть. И тщательно подбирала ученикам репертуар и во время всего периода обучения, и на госэкзамены.

Репертуар самой певицы был очень широким: и русские романсы, и лирика бардов, отечественная и зарубежная эстрада, произведения омских композиторов. Особой любовью Татьяны Абрамовой всегда был джаз — пульсирующие эмоции, настроение передавалось от вокалистки зрителям. На выступлениях артистки были аншлаги: публика готова была стоять в проходах, лишь бы услышать голос певицы.

Самым удачным из всех концертов Татьяны
Абрамовой называют большой джазовый концерт, состоявшийся в 2003 году. Он, сделанный с одной репетиции, встреченный громом аплодисментов, оказался последним в творческой биографии джазовой легенды Омска.

Справка

Татьяна Абрамова (1962-2004) родилась в Омске. Окончила музыкальное училище и столичную Академию музыки им. Гнесиных, где училась у лучших педагогов страны — Владимира Хачатурова, Игоря Бриля, Иосифа Кобзона, Гелены Великановой, Аллы Баяновой и других. С 1987 г. Абрамова стала солисткой Омской филармонии. Песни в ее исполнении звучали в эфире Всесоюзного радио. В 1998 г. по инициативе Абрамовой прошел первый Омский джазовый фестиваль. Сегодня в честь певицы в областном колледже культуры и искусства проводят Межрегиональный конкурс молодых исполнителей эстрадно-джазовой музыки имени Татьяны Абрамовой.

Кстати

Эстрадно-джазовую программу «А сердце ждет…», посвященную памяти Татьяны Абрамовой, подготовили ее коллеги, единомышленники и ученики: Анна Шинковая (вокал), Лариса Дубинина (художественное слово), Юрий Поляков (фортепиано), Андрей Соловьев (бас-гитара), Лолита Чернорай (фортепиано) и многие другие. На видеоэкране поклонники творчества артистки увидят записи её выступлений.

ОмскПресс