Уже два года администрация города не может провести конкурс среди пассажирского транспорта. Автопарк устаревает, состояние регулирования этой сферы не устраивает ни пассажиров, ни перевозчиков.
С июня 2010 года в Омске длится проблема с конкурсом администрации города для перевозчиков. Провести конкурс летом 2010 года для маршрутных такси не удалось из-за протестов маршрутчиков, в ноябре того же года Горсовет принял решение №369 «О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок», в котором устанавливал требования к перевозчикам.
Позднее арбитражный суд признал, что критерии экологической безопасности транспортных средств, проведение медосмотров водителей и наличие договора страхования гражданской ответственности перевозчика, установленные этом решении, являются недействующими. Затем Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решение первой инстанции и принял постановление, в котором признал эти требования законными. Но признал противоречащим закону критерий договора страхования гражданской ответственности перевозчика на два миллиона рублей за каждого потерпевшего в случае причинения вреда здоровью.
С ноября 2010 года никаких изменений в теме про конкурс омских маршрутчиков не происходило. Однако региональная энергетическая комиссия всё равно исправно повышает проезд на маршрутных такси. Напоминаем, что с первого июля одна поездка на «ГАЗели» будет стоить 13 рублей.
ОмскПресс решил выяснить у экспертов, нужен ли Омску конкурс для «ГАЗелистов»?
Евгений Крамаров, представитель объединения перевозчиков «Автодор»: «С февраля 2011 года конкурс неоднократно переносился из-за своей неоднозначности, на данный момент им занимается рабочая группа при горсовете, которая совершенствует конкурсные условия, и департамент транспорта, который разрабатывает конкретные маршруты. Целью конкурса должна быть защита интересов и перевозчика, и пассажира. Но на данный момент нет ни одного нормативного акта на муниципальном уровне, который бы регулировал отношения в сфере пассажирских перевозок. Федеральные правила простые и ничего не запрещают, город же пытается ввести свои ограничения, разрешать и запрещать кому-то ездить по тем или иным маршрутам. Я не хочу, чтобы в итоге был проведён тендер и нас выгнали с маршрутов, по которым мы уже не первый год ездим. В предыдущие разы, когда муниципальная власть пыталась вмешаться в деятельность перевозчиков, это приводило к трагедиям для конкретных маршрутчиков. Водители брали «ГАЗели» в кредит, потом им запрещали заниматься перевозками по надуманным поводам, и некоторые из них из-за этого покончили жизнь самоубийством».
Анатолий Войтенко, предприниматель в сфере пассажирских перевозок: «Конкурс нужен для установления требования к перевозчикам, но я против распределения маршрутов. Выкатать маршрут реально тяжело, можно 3-4 месяца работать в убыток, прежде чем найти нужное пассажирам направление. Если я его «выкатал», я не хочу, чтобы у меня его отбирали и отдавали кому-то другому, это моё рабочее место».
Иван Меняйлов, руководитель компании «Безопасный город»: «Конкурс нужен, его отсутствие тормозит развитие рынка. Сейчас по городу ездят в основном жёлтые газели, а их ведь уже 6 лет не выпускают, так что устаревание автопарка налицо. Но без конкурса у людей нет уверенности в завтрашнем дне, поэтому и нет желания тратить деньги на новые хорошие машины. После конкурса перевозчики будут знать, что у них есть будущее, есть договорённость с администрацией, люди будет готовы вкладывать деньги в новые машины. То что машин станет меньше, никак не скажется на пассажире, ведь сейчас маршрутка едет полчаса от конечной до конечной, а потом ещё час просто стоит и ждёт своей очереди на остановке. При любых условиях конкурса, недовольные всегда будут, поэтому сейчас администрации города необходимо проявить волю и обеспечить пассажирам комфортные условия».
Проект: Дарья Глатко
Фото: Дмитрий Барулин