Миновала первая неделя III Международного театрального фестиваля «Академия». За эти дни мы побывали на дискуссиях, увидели спектакли легендарных театров и пообщались с критиками, актёрами, режиссёрами. О современном искусстве, об омском зрителе и о клоунаде в кукольном театре — на страницах нашего фестивального дневника.
15 июня. Круглый стол «Новая театральная реальность»
Марина Давыдова, театральный критик, главный редактор журнала «Театр»:
— Чтобы делать современное искусство, нужно быть мужественным человеком: нужно уметь «проваливаться». К сожалению, в российских театрах существует табу на «провал» спектакля. Исчезли идеалисты, всем нужны финансы. А в таких условиях театру развиваться невозможно. Для российского театра очень важен момент эскапизма: люди приходят в театр, чтобы укрыться от проблем. А между тем современное искусство осознаёт сложно устроенный мир, который предполагает дискомфорт зрителя. Человек в современном театре не может просто сидеть и поглощать: зритель — содуматель и сотворец режиссера. Именно так сейчас и происходит на Западе. Наш же зритель думает: «За мои деньги мне должны дать кусок комфорта». Поэтому я говорю: 95% русского театра — это детский театр. Процесс взросления отечественного театра и зрителя происходит очень долго и мучительно.
15 июня. Александринский театр, Санкт-Петербург. «Женитьба»
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра:
— Так нам еще выступать не приходилось. Площадка (сцена Музыкального театра — прим. авт.) абсолютно не театральная: она не для драматического театра, и уж тем более не для этого спектакля. Играть было очень тяжело. Пришлось даже прибегать к разным подзвучкам, которых обычно не делаем — я против такого, если это не заложено в стилистику спектакля. Здесь выхода не было — зал на 1200 мест! Конечно, «Женитьбу» было бы лучше играть в театре драмы, но декорации туда не входили, и мы пошли на компромисс. Стало гораздо легче после того, как мы поняли, что все не так катастрофически страшно, — именно из-за зрителя.
Фестиваль и театры Омска воспитали здешнего зрителя, это чувствуется и по лексике, по поведению людей. Дело не в том, что они начинают громко реагировать, а в том, что они понимают степень происходящего на сцене абсурда. Хороший зритель — это тот, который готов получать кайф от языка, нюансов. Вот это нужно воспитывать. И по омскому зрителю видно, что воспитание идет.
18 июня. Творческий центр развития искусства «Одрадек», Франция. Моноспектакль Полины Борисовой «Go!»
Полина Борисова, актриса, продолжательница династии кукольников (внучка легендарного омского кукольника Тадеуша Варжало):
— После окончания петербургской Театральной академии я уехала стажироваться в Шарлевиль-Мезьер (считается столицей кукольного искусства — прим. авт.). Именно во Франции я поняла: нет никаких запретов. Моим самым великим открытием стало осознание того, что в кукольном театре можно всё! Главное захотеть. Мне как кукольнику много открытий принесла клоунада. Преподаватель Алан Готре учил, что можно находиться «внутри» куклы, как это происходит в драматическом театре, когда кукла — тело артиста. Можно находиться рядом с ней — как это происходит в кукольном театре. А клоун всегда находится между этими двумя состояниями — и снаружи, и внутри, практически одновременно. С тех пор я все свое творчество измеряю этим масштабом удаления от своей куклы.