Русскому театру пора взрослеть, считают критики

Культура

Русскому театру пора взрослеть, считают критики

Миновала первая неделя III Международного театрального фестиваля «Академия». За эти дни мы побывали на дискуссиях, увидели спектакли легендарных театров и пообщались с критиками, актёрами, режиссёрами. О современном искусстве, об омском зрителе и о клоунаде в кукольном театре — на страницах нашего фестивального дневника.

15 июня. Круглый стол «Новая театральная реальность»

Марина Давыдова, театральный критик, главный редактор журнала «Театр»:

— Чтобы делать современное искусство, нужно быть мужественным человеком: нужно уметь «проваливаться». К сожалению, в российских театрах существует табу на «провал» спектакля. Исчезли идеалисты, всем нужны финансы. А в таких условиях театру развиваться невозможно. Для российского театра очень важен момент эскапизма: люди приходят в театр, чтобы укрыться от проблем. А между тем современное искусство осознаёт сложно устроенный мир, который предполагает дискомфорт зрителя. Человек в современном театре не может просто сидеть и поглощать: зритель — содуматель и сотворец режиссера. Именно так сейчас и происходит на Западе. Наш же зритель думает: «За мои деньги мне должны дать кусок комфорта». Поэтому я говорю: 95% русского театра — это детский театр. Процесс взросления отечественного театра и зрителя происходит очень долго и мучительно.

15 июня. Александринский театр, Санкт-Петербург. «Женитьба»

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра:

— Так нам еще выступать не приходилось. Площадка (сцена Музыкального театра — прим. авт.) абсолютно не театральная: она не для драматического театра, и уж тем более не для этого спектакля. Играть было очень тяжело. Пришлось даже прибегать к разным подзвучкам, которых обычно не делаем — я против такого, если это не заложено в стилистику спектакля. Здесь выхода не было — зал на 1200 мест! Конечно, «Женитьбу» было бы лучше играть в театре драмы, но декорации туда не входили, и мы пошли на компромисс. Стало гораздо легче после того, как мы поняли, что все не так катастрофически страшно, — именно из-за зрителя.

Фестиваль и театры Омска воспитали здешнего зрителя, это чувствуется и по лексике, по поведению людей. Дело не в том, что они начинают громко реагировать, а в том, что они понимают степень происходящего на сцене абсурда. Хороший зритель — это тот, который готов получать кайф от языка, нюансов. Вот это нужно воспитывать. И по омскому зрителю видно, что воспитание идет.

18 июня. Творческий центр развития искусства «Одрадек», Франция. Моноспектакль Полины Борисовой «Go!»

Полина Борисова, актриса, продолжательница династии кукольников (внучка легендарного омского кукольника Тадеуша Варжало):

— После окончания петербургской Театральной академии я уехала стажироваться в Шарлевиль-Мезьер (считается столицей кукольного искусства — прим. авт.). Именно во Франции я поняла: нет никаких запретов. Моим самым великим открытием стало осознание того, что в кукольном театре можно всё! Главное захотеть. Мне как кукольнику много открытий принесла клоунада. Преподаватель Алан Готре учил, что можно находиться «внутри» куклы, как это происходит в драматическом театре, когда кукла — тело артиста. Можно находиться рядом с ней — как это происходит в кукольном театре. А клоун всегда находится между этими двумя состояниями — и снаружи, и внутри, практически одновременно. С тех пор я все свое творчество измеряю этим масштабом удаления от своей куклы.

ОмскПресс