Исследования показали, что хобби, связанное с музыкой, улучшает языковые навыки и влияет на обработку речи в мозгу. Согласно новому исследованию, происходит и обратное: изучение иностранных языков может повлиять на обработку музыки в мозгу.
Директор по исследованиям Мари Терваниеми с факультета педагогических наук Университета Хельсинки исследовала в сотрудничестве с исследователями из Пекинского педагогического университета (BNU) и Университета Турку связь в мозгу между усвоением языка и обработкой музыки у китайских учеников начальной школы в возрасте 8-11, отслеживая в течение одного учебного года детей, которые посещали программу обучения музыке и аналогичную программу для английского языка. Ответы мозга, связанные со слуховой обработкой, измерялись у детей до и после программ. Терваниеми сравнил результаты с результатами детей, посещавших другие учебные программы.
Удивительно, но посещение программы обучения английскому языку улучшило обработку музыкально значимых звуков, особенно с точки зрения обработки высоты тона.
Терваниеми говорит, что результаты подтверждают мнение о том, что музыкальные и языковые функции мозга тесно связаны в развивающемся мозге. И музыка, и язык изменяют слуховое восприятие. Однако, дают ли они аналогичные или разные результаты в развивающемся мозгу детей школьного возраста, в предыдущих исследованиях не проводилось систематического исследования.
В начале программ обучения количество детей, изученных с использованием записей электроэнцефалограммы (ЭЭГ), составляло 120, из которых более 80 также принимали участие в записи ЭЭГ через год после программы.
На музыкальном обучении дети имели возможность много петь: их учили петь как с рук, так и с нот. В программе языковой подготовки особое внимание уделялось сочетанию разговорного и письменного английского, то есть одновременному обучению. В то же время в английском языке используется орфография, отличная от китайской. Одночасовые занятия по программе проводились дважды в неделю после школы на территории школы в течение учебного года, в них одновременно участвовали примерно 20 детей и два учителя.
«В обеих программах детям понравилось содержание уроков, которые были очень интерактивными и имели много средств для поддержки общения между детьми и учителем», — говорит профессор Ша Тао, руководивший исследованием в Пекине.