NASA обнаружила скрытые под льдом Антарктиды озера с талой водой

Антарктида может показаться статичной средой: неподвижный белый пейзаж, неподвижно застывший на месте.

Но подо льдом происходит гораздо больше, чем мы думаем — даже если вам придется отправиться в космос, чтобы сказать наверняка.

Более десяти лет назад ученые сделали именно такое открытие, когда анализ данных со спутника НАСА ICESat показал, что колебания высоты льда в Западной Антарктиде отражают огромную массу подледникового движения воды под ледниковым щитом.

До открытия считалось, что скрытые талые озера — глубоко скрытые на дне ледникового покрова, где лед встречается с континентальной скальной породой, — существовали изолированно, отрезанные друг от друга.

Но в 2007 году исследователи обнаружили, что колебания высоты поверхности льда Антарктиды означают движение воды, протекающей между скрытой сетью подледниковых озер, которые поочередно наполняются и стекают, прежде чем их вода уйдет в Южный океан.

NASA обнаружила скрытые под льдом Антарктиды озера с талой водой

Теперь продолжение миссии ICESat — ICESat-2, запущенное в 2018 году — дает ученым еще более четкое представление об этой загадочной, глубоко погребенной озерной сети, при этом открывая два никогда не обнаруженных ранее озера.

Всего несколько недель назад один из тех же исследователей, которые здесь участвовали, — гляциолог Хелен Фрикер из Института океанографии Скриппса — выступила соавтором соответствующего исследования, в котором подробно описывается драматический осушение озера в Восточной Антарктиде, где находится озеро на поверхности плавучего шельфового ледника. исчез за считанные дни.

Считается, что намного ниже ледникового покрова в Западной Антарктиде вода, стекающая из подледниковых озер, в конечном итоге попадает в океан, хотя скрытый путь эвакуации гораздо труднее визуализировать.