Учёные обнаружили новые рецепторы проникновения SARS-CoV-2

Ученые из Северо-Восточного университета, Китай, и Мичиганского университета, США, недавно идентифицировали пять потенциальных рецепторов проникновения для тяжелого острого респираторного синдрома коронавируса 2 (SARS-CoV-2).

Эти рецепторы специфически экспрессируются в клетках, инфицированных SARS-CoV-2, и обладают высокой аффинностью связывания с вирусным спайковым белком. В настоящее время исследование доступно на сервере препринтов bioRxiv*.

Коронавирус 2 тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV-2), возбудитель коронавирусного заболевания 2019 (COVID-19), в основном передается через респираторные капли или аэрозоли и атакует эпителиальные клетки в верхних дыхательных путях. Инфекция инициируется взаимодействием между вирусным спайковым белком и ангиотензин-превращающим ферментом 2 (ACE2) клетки-хозяина, за которым следует протеолитическое расщепление и праймирование белка спайка протеазой клетки-хозяина TMPRSS2.

Несмотря на то, что легкие являются основным пораженным органом, они экспрессируют относительно более низкие уровни ACE2, чем другие органы, включая желудочно-кишечный тракт и почки. Однако исследования показали, что только у небольшой части пациентов с COVID-19 развиваются инфекции в этих тканях, несмотря на высокое содержание ACE2. Это подчеркивает возможность наличия других корецепторов, которые могут действовать в синергии с ACE2, облегчая проникновение в хозяйские клетки SARS-CoV-2.

Учёные обнаружили новые рецепторы проникновения SARS-CoV-2

В текущем исследовании ученые стремились идентифицировать белки, взаимодействующие с ACE2, которые высоко экспрессируются в легких и других тканях, пораженных SARS-CoV-2, и имеют высокую аффинность связывания с белком вирусного шипа.

Исследование определяет пять потенциальных рецепторов, которые могут способствовать проникновению SARS-CoV-2 в клетки-хозяева. Два из этих рецепторов демонстрируют высокий уровень экспрессии в легких курильщиков, что оправдывает их вклад в тяжесть COVID-19.

Среди идентифицированных рецепторов CAT является антиоксидантным ферментом, который специфически обнаруживается в легких, кишечнике и почках. AGTR2 действует как рецептор ангиотензина II и высоко экспрессируется в легких. Как упомянули ученые, эти два рецептора могут стабилизировать взаимодействие ACE2-spike и способствовать проникновению в хозяйские клетки SARS-CoV-2.