Мутация COVID-19: вирус SARS-CoV-2 может найти альтернативный путь заражения клеток

Анализ генома SARS-CoV-2 выявил новый мексиканский вариант «Россия» и «В мире»

Лекарства от COVID-19, вакцины по-прежнему эффективны против мутирующего вируса.

В начале пандемии COVID-19 ученые определили, как вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, попадает внутрь клеток и вызывает инфекцию. Все современные вакцины против COVID-19 и терапевтические препараты на основе антител были разработаны для нарушения этого пути проникновения в клетки, для которого требуется рецептор под названием ACE2.

Теперь исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе обнаружили, что одна мутация дает SARS-CoV-2 способность проникать в клетки другим путем, не требующим ACE2. Возможность использовать альтернативный путь проникновения открывает возможность уклонения от антител или вакцин против COVID-19, но исследователи не нашли доказательств такого уклонения. Однако открытие действительно показывает, что вирус может изменяться неожиданным образом и находить новые способы вызвать инфекцию.

Исследование опубликовано 23 июня в Cell Reports.

«Эта мутация произошла в одном из участков, которые сильно меняются по мере того, как вирус циркулирует в человеческой популяции», — сказала соавтор исследования Себла Кутлуай, доктор философии, доцент молекулярной микробиологии.

«В большинстве случаев альтернативные рецепторы и факторы прикрепления просто усиливают ACE2-зависимое проникновение. Но в данном случае мы открыли альтернативный способ инфицирования ключевого типа клеток — клетки легких человека — и что вирус приобрел эту способность благодаря мутации, которая, как мы знаем, возникает в популяции».

Чтобы определить, позволила ли способность использовать альтернативный путь проникновения вирусу избежать антител или вакцин COVID-19, исследователи проверили панели антител и сыворотки крови с антителами людей, которые были вакцинированы от COVID-19 или вылечились от COVID-19 инфекционное заболевание. Были некоторые вариации, но в целом антитела и сыворотки крови были эффективны против вируса с мутацией.

Пока не ясно, вступает ли альтернативный путь в действие в реальных условиях, когда люди заражены SARS-CoV-2. Прежде чем исследователи смогут начать решать этот вопрос, они должны найти альтернативный рецептор, который вирус использует для проникновения в клетки.