Выявлены структурные изменения в альфа- и бета-вариантах SARS-CoV-2

Новые варианты SARS-CoV-2 быстро распространяются, и есть опасения, что нынешние вакцины против COVID-19 не защитят от них.

Последнее в серии структурных исследований «шипованного» белка вариантов SARS-CoV-2, проведенных Бинг Ченом, доктором философии, в Бостонской детской больнице, раскрывает новые свойства альфа (ранее Великобритания) и бета ( бывшая Южная Африка) варианты. Следует отметить, что это предполагает, что существующие вакцины могут быть менее эффективными против бета-варианта.

Спайковые белки на поверхности SARS CoV-2 — это то, что позволяет вирусу прикрепляться к нашим клеткам и проникать в них, и все современные вакцины направлены против них. В новом исследовании, опубликованном в журнале Science 24 июня, использовалась криоэлектронная микроскопия (крио-ЭМ) для сравнения белка-шипа исходного вируса с его альфа- и бета-вариантами.

Структурные данные показывают, что мутации в бета-варианте (также известном как B.1.351) изменяют форму поверхности шипа в определенных местах. В результате нейтрализующие антитела, индуцированные нынешними вакцинами, в меньшей степени способны связываться с бета-вирусом, что может позволить ему ускользнуть от иммунной системы, даже когда люди вакцинированы.

«Мутации делают антитела, стимулированные нынешней вакциной, менее эффективными», — говорит Чен из отделения молекулярной медицины Boston Children’s. «Бета-вариант в некоторой степени устойчив к современным вакцинам, и мы думаем, что бустер с новой генетической последовательностью может быть полезен для защиты от этого варианта».

Однако исследование также показало, что мутации в варианте Beta делают спайк менее эффективным в связывании с ACE2, что позволяет предположить, что этот вариант менее передается, чем вариант Alpha.

Что касается альфа-варианта (B.1.1.7), исследование подтверждает, что генетическое изменение спайка (замена одной аминокислоты) помогает вирусу лучше связываться с рецепторами ACE2, что делает его более заразным. Однако тестирование показывает, что антитела, вырабатываемые существующими вакцинами, все же могут нейтрализовать этот вариант.

Исследователи говорят, что для того, чтобы представлять собой повышенную угрозу, вариант SARS-CoV-2 должен делать три вещи: легче распространяться, уклоняться от иммунной системы у вакцинированных людей или лиц, ранее подвергавшихся воздействию COVID-19, и вызывать более серьезные заболевания. К счастью, варианты Alpha и Beta не соответствуют всем этим критериям.

Выявлены структурные изменения в альфа- и бета-вариантах SARS-CoV-2