Динозавры жили в Арктике около 70 миллионов лет назад

Учёные находят окаменелости динозавров в Арктике уже 70 лет. Однако большинство палеонтологов предполагало, что это динозавры, которые летом отправлялись на север и мигрировали на юг, чтобы избежать суровых зим. Теперь открытие окаменелостей детенышей динозавров предполагает, что некоторые виды могли жить круглый год в холодной тундре.

«Мы знали, что здесь были динозавры, но не знали, смогут ли они справиться с холодом или даже с темнотой зимы», — говорит Патрик Дракенмиллер из Музея Севера Университета Аляски.

Хотя миграция долгое время считалась ответом на этот вопрос, у нее есть свои проблемы. «Чтобы перебраться с нашего полевого участка [ниже полярного круга], вам нужно пройти не менее 3000 километров туда и обратно», — говорит Дракенмиллер.

Он и его коллеги обнаружили скопление сотен костей и зубов длиной от 1 до 2 миллиметров на участке формации Принс-Крик на севере Аляски. Это включало останки семи видов динозавров, которые либо умерли в яйце, либо вскоре после вылупления, что свидетельствует о том, что динозавры были не посетителями, а круглогодичными жителями, способными пережить темную ночь арктической зимы. Виды принадлежали к восьми семействам, включая Ornithopoda, Hadrosauridae, Tyrannosauridae и Deinonychosauria.

Динозавры жили в Арктике около 70 миллионов лет назад

«Есть веские доказательства того, что у этих динозавров был инкубационный период более пяти месяцев», — говорит Дракенмиллер. Он утверждает, что если они откладывают яйца весной, когда появляется большая часть растительности, их яйца вылупляются с наступлением зимы на горизонте. Миграция в то время — это то, что новорожденный вряд ли сможет выжить.

Останки окаменелостей Принс-Крик — самый дальний север, где, как было подтверждено, жили динозавры. Чтобы добраться до этого места сегодня, нужно приземлиться на гравийной полосе вдоль ручья с небольшого самолета, а затем собрать плоты, чтобы проплыть через серию отвесных скал, скрепленных вечной мерзлотой.

Сейчас это мерзлая тундра, но 70 миллионов лет назад климат был совсем другим. Окаменелые бревна на этом месте позволяют предположить, что тогда местность была хотя бы частично засажена деревьями. «Тем более удивительно, что благодаря тектонике плит Аляска была фактически на 10 градусов севернее, чем сегодня», — говорит Дракенмиллер.