Исследование обнаружило потенциально опасный процесс репликации SARS-CoV-2

Из всех белков вируса SARS-CoV-2 (возбудителя, вызывающего COVID-19) наибольшее внимание привлекает спайковый белок.

Это внимание заслужено — белок-спайк необходим для прикрепления к клеткам и заражения хозяина, а три вакцины против COVID-19, одобренные Управлением по контролю за продуктами и лекарствами, сосредоточены на белке-спайке. Хотя первоначальное вторжение вируса в хозяина, безусловно, является важным этапом в жизненном цикле вируса, попав в клетку, вирус должен реплицироваться, чтобы выжить. И здесь в игру вступает нуклеокапсидный белок, или N-белок.

Белок N является наиболее распространенным белком вируса SARS-CoV-2. Его задача — упаковать вирусный геном в структуры, называемые частицами рибонуклеопротеидов, которые затем загружаются в формирующиеся вирионы, которые высвобождаются из инфицированной клетки, чтобы нанести ущерб окружающим клеткам. Благодаря своей важной роли в сборке и репликации вирусов, белок N является многообещающей иммунологической мишенью для стратегий борьбы с COVID-19.

Исследование обнаружило потенциально опасный процесс репликации SARS-CoV-2

«Учитывая неизбежный рост числа вариантов SARS-CoV-2, жизненно важны многоаспектные стратегии, которые могут предотвратить заболевание или ограничить тяжесть COVID-19», — сказал Питер Шак, доктор философии, исследователь NIBIB в секции Динамика сборки макромолекул. «Белок N играет важную роль в сборке вирусов, но точный способ, которым этот белок упаковывает геном SARS-CoV-2, неизвестен. Если бы мы могли лучше понять этот процесс, мы могли бы идентифицировать цели, которые остановили бы репликацию вируса, обеспечивая дополнительный подход к вакцинам или лечению COVID-19», — сказал он.

В исследовании Шака, недавно опубликованном в iScience, изучается, как белок N взаимодействует с олигонуклеотидами — короткими участками ДНК и РНК — чтобы прояснить, как упакован вирусный геном. Используя биофизические методы, Шак и его коллеги обнаружили, что когда белок N взаимодействует с нуклеотидами достаточной длины, он принимает форму, которая способствует взаимодействию с другими белками. Более того, когда белок N связывается с множеством своих копий и длинными участками олигонуклеотидов, он может конденсироваться в высококонцентрированные капли, которые, как считается, в конечном итоге обеспечивают образование рибонуклеопротеиновых частиц. По словам Шука, нацеливание взаимодействий между белком N и его партнерами по связыванию может быть жизнеспособным способом подавления вирусной репликации SARS-CoV-2.

«Наше исследование — всего лишь небольшой кусочек головоломки, вызванной жизненным циклом вируса SARS-CoV-2», — сказал Шак. «Теперь у нас есть некоторые дополнительные сведения о том, как белок N инициирует сборку рибонуклеопротеиновых частиц, важную — и потенциально поддающуюся действию лекарств — часть репликации вируса».