Исследователи открыли новые механизмы ожирения и гипертонии

Гипертония — это широко распространенное сопутствующее заболевание пациентов с ожирением, которое значительно увеличивает риск смерти и инвалидности.

В последние годы исследователи обнаружили, что высококалорийная диета увеличивает плотность кровеносных сосудов (гиперваскуляризацию) в гипоталамусе — важной области нашего мозга, «контролирующей питание». Исследователи предположили, что повышенный уровень гормона лептина связан с более высоким риском развития гипертонии. Однако точные механизмы, которые способствуют уплотненному разрастанию кровеносных сосудов в гипоталамусе, были неизвестны.

Новое исследование, проведенное исследовательской группой Кристины Гарсиа-Касерес в Helmholtz Zentrum München, теперь показало, что у тучных мышей не увеличивается количество кровеносных сосудов в гипоталамусе, когда им не хватает гормона лептина. Лептин вырабатывается жировой тканью, участвует в контроле чувства голода и насыщения и играет важную роль в регулировании метаболизма жиров у людей и млекопитающих.

Исследователи открыли новые механизмы ожирения и гипертонии

Как только исследователи увеличили уровень гормона лептина у этих мышей, определенные клетки мозга, астроциты, увеличили выработку определенного фактора роста. Этот фактор роста, в свою очередь, способствовал росту сосудов. В результате увеличилось количество сосудов в гипоталамусе (и ни в какой другой области мозга). Таким образом, ученые продемонстрировали, что лептин в основном отвечает за повышенную концентрацию сосудов в гипоталамусе и что этот процесс опосредуется астроцитами.

«Мы обеспечиваем смену парадигмы в нашем понимании того, как гипоталамус контролирует кровяное давление при ожирении», — объясняет первый автор Тим Грубер. «В то время как предыдущие исследования были сосредоточены в основном на нейронах, наши исследования подчеркивают новую роль астроцитов, которые исторически считались менее значимыми, чем нейроны, в контроле артериального давления».

Заглядывая в будущее, по словам руководителя исследования Кристины Гарсиа-Касерес, остается один важный вопрос: как именно астроциты общаются с нейронами? «Мы начали отвечать на этот вопрос, используя визуализацию в реальном времени in vivo функции цепи астроцит-нейрон в гипоталамусе », — говорит исследователь.