Озера мира быстро теряют кислород из-за потепления планеты

Согласно новому исследованию, уровень кислорода во многих пресноводных озерах мира быстро снижается — даже быстрее, чем в океанах — и это удушает диких животных и угрожает запасам питьевой воды. С 1980 года уровень кислорода упал на 19% в глубоких водах и на 5% на поверхности озер — в три-девять раз быстрее, чем в океанах.

Как стало известно РИА ОмскПресс, предыдущие исследования подробно рассказывали о снижении уровня кислорода в океане из-за изменения климата. Но озера в значительной степени игнорировались, несмотря на их важность как для дикой природы, так и для человеческих сообществ. Они составляют 3% поверхности суши планеты, но являются домом для большей части мирового биоразнообразия, что вызывает любые изменения в связи с изменением климата.

«Вся сложная жизнь зависит от кислорода. Это система поддержки водных пищевых сетей. А когда вы начинаете терять кислород, у вас есть шанс потерять биологические виды», — сказал соавтор исследования Кевин Роуз. «Озера теряют кислород в 2,75–9,3 раза быстрее, чем океаны, и это сокращение скажется на всей экосистеме».

Озера мира быстро теряют кислород из-за потепления планеты

Исследователи изучили эффект снижения уровня кислорода в озерах, проанализировав более 45 000 образцов растворенного кислорода и температурные тренды в 393 озерах с умеренным климатом в Северной Америке и Европе. Они изучали температуру на поверхности и на глубине, а также концентрацию растворенного кислорода. Команда определила повышение температуры как основную причину потери кислорода в озере, поскольку более теплая вода не может удерживать столько кислорода, как более холодная.

Физика еще больше усугубляет проблему. Когда вода становится горячее, она светлее и всплывает к поверхности озера. Эта более горячая и бедная кислородом вода остается на поверхности озера, в то время как большая часть кислорода падает на дно.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.