Кратер от удара астероида на Земле дает ключ к разгадке марсианских кратеров

Исследовательская группа под руководством Геттингенского университета обнаружила проседание дна кратера из-за чашеобразного слоя вулканического пепла.

Кратер от удара астероида на Земле дает ключ к разгадке марсианских кратеров

Nördlinger Ries возрастом почти 15 миллионов лет — это кратер от столкновения с астероидом, заполненный озерными отложениями. Его структура сравнима с кратерами, которые сейчас исследуются на Марсе. Помимо различных других отложений на краю впадины, заполнение кратера в основном образовано слоистыми глинистыми отложениями.

Как стало известно omskpress.ru, неожиданно группа исследователей во главе с Геттингенским университетом обнаружила слой вулканического пепла в кратере астероида. Кроме того, команда смогла показать, что земля под кратером в долгосрочной перспективе опускается, что дает важную информацию для исследования кратеров на Марсе, таких как древние озера Гейла и Джезеро, которые в настоящее время исследуются Марсоходы НАСА «Любопытство и настойчивость».

Результаты исследования опубликованы в Journal of Geophysical Research Planets.

Кратер от удара астероида на Земле дает ключ к разгадке марсианских кратеров

До сих пор предполагалось, что эти озерные отложения располагались на устойчивом дне кратера. То же самое можно сказать и о кратерных отложениях на Марсе, хотя некоторые из них имеют значительно наклонные толщи отложений. Слои этих кратерных заливок выглядят на поверхности в виде кольцевидных структур. Однако точное понимание основных условий и временных взаимосвязей отложений важно для реконструкции химического развития кратерного озера и обитаемости возможных форм жизни, которые могли развиваться там в прошлом.

Впервые исследователи смогли обнаружить слой вулканического пепла в озерных отложениях кратера толщиной 330 метров, заполняющего реки Рис. Зола, которая за это время превратилась в богатые азотом силикатные минералы, демонстрирует удивительно прочную чашевидную геометрию: на краю бассейна зола находится на текущей поверхности земли, а в центре бассейна — на поверхности. отдыхать на глубине около 220 метров. Последующая систематическая оценка бурения и геологического картирования теперь также выявила расположение концентрических колец — «пластов обнажения» — для заполнения кратера Рис, с самыми старыми отложениями на краю и самыми последними в центре.

Расчеты показывают, что такую ​​геометрию напластования нельзя объяснить только тем, что подстилающие озерные отложения оседают. Фактически, необходимо было учитывать дополнительное проседание примерно на 135 метров. Это можно объяснить только явлениями проседания коренной породы кратера, которая имеет трещины на несколько километров глубиной.

Хотя необходимы дальнейшие исследования для объяснения точных механизмов этого проседания дна кратера, простой модельный расчет уже может показать, что проседание такой величины в основном возможно из-за явления оседания трещиноватых подземных пород. Это означает, что наклонные пласты в заполнении кратеров на Марсе теперь могут быть лучше объяснены, по крайней мере, для кратеров, которые показывают тесную своевременную связь образования кратеров, затопления водой и отложений.

Источник — РИА «Омскпресс».