Бубонная чума оказала долгосрочное влияние на гены иммунитета человека

Бубонная чума оказала долгосрочное влияние на гены иммунитета человека «Россия» и «В мире»

Ученые исследовали ДНК из массового захоронения жертв чумы в Германии.

Изучая ДНК костей жертв бубонной чумы 16-го века в немецком городе Эльванген, ученые обнаружили первое свидетельство того, что эволюция могла создать иммунитет к этой болезни у более поздних жителей города.

Ученые, исследующие останки 36 жертв бубонной чумы из массового захоронения 16 века в Германии, обнаружили первые свидетельства того, что эволюционные адаптивные процессы, вызванные болезнью, могли обеспечить иммунитет последующим поколениям из этого региона. Исследование, проведенное совместно с Институтом Макса Планка в Германии, было опубликовано сегодня онлайн в журнале Molecular Biology and Evolution .

Исследователи собрали образцы ДНК из костей внутреннего уха людей в братской могиле в городе Эльванген на юге Германии, который пережил вспышки бубонной чумы в 16-17 веках. Затем они взяли образцы ДНК у 50 нынешних жителей города. Они сравнили свои частотные спектры — распределение вариантов генов в данном образце — для большой панели генов, связанных с иммунитетом.

Среди нынешних жителей команда обнаружила доказательства того, что патоген, вероятно, Yersinia pestis, вызывающий бубонную чуму, вызвал изменения в распределении аллелей для двух врожденных рецепторов распознавания образов и четырех молекул лейкоцитарного антигена человека, которые помогают инициировать и направлять иммунный ответ на инфекционное заболевание. Аллель — это вариантная форма гена.

Полученные данные являются первым доказательством того, что эволюционные процессы, вызванные Y. pestis, могли формировать определенные гены, имеющие отношение к иммунитету человека, в Эльвангене и, возможно, по всей Европе на протяжении нескольких поколений. А поскольку чума мучила Европу почти 5000 лет, исследование предполагает, что эти гены иммунитета, возможно, были предварительно выбраны в популяции давно, но недавно стали отобранными в результате эпидемических событий.