Как оценка персонала влияет на эффективность бизнеса?

система оценки персонала Обратите внимание

Оценка деятельности персонала – это сопоставление результатов работы сотрудников с четким перечнем критериев (включающих не только KPI). По результатам проведения оценочных мероприятий руководитель получает объективные сведения о профессионализме и компетенции каждого специалиста, о его навыках, лояльности и мотивированности.

Оценка персонала напрямую влияет на его эффективность в организации, потому что позволяет сформировать систему кадрового планирования, подготовить чек-листы, гайды и грейды, по необходимости – разработать обучающую систему. Также это возможность подготовить кадровый резерв и провести последовательный анализ бизнес-процессов.

Когда проводить оценку эффективности персонала

Оценка качества работы персонала в разных организациях проводится с вариативной регулярностью. Здесь многое зависит от специфических особенностей компании. Но в целом оценка персонала на вашем предприятии может проводиться в соответствие с тремя временными позициями:

  • Плановая. О проверке известно заранее, она проводится регулярно раз в месяц, год или иной промежуток времени.
  • Разовая. Оценка работы персонала проводится внезапно на основании принятого организаторского решения.
  • Реорганизационная. Такая оценка проводится в случае, если основные бизнес-процессы претерпевают значительные изменения.

Тип проверки по времени и ее периодичность выбирается, исходя из особенностей рабочих процессов и реальной необходимости. По тем же критериям подбирается конкретная система оценки действующего персонала.

Как можно оценивать деятельность персонала в организации

Система оценки деятельности персонала адаптируется под организацию, также исходя из ее специфик. Построение современной системы оценки персонала, несмотря на многообразие подходов, можно свести к трем методам:

  • Ручная оценка и обработка данных. Чаще всего, оценка персонала в организации реализуется посредством собеседования и иных методов личного общения. Минус подхода – большие временные затраты и наличие личностных факторов.
  • Автоматическая оценка. Такие системы оценки персонала предполагают тестирование с помощью специализированного софта. На основании результатов программа делает вывод о показателях оценки тестируемого персонала. Минус – шаблонность, нет учета индивидуальных качеств.
  • Комбинированный подход. Оценка эффективности работы персонала наиболее объективна, когда руководитель может оценивать разные стороны рабочих процессов разными методами. Минус – при низком уровне организации отнимает много времени.

Что включает система оценки эффективности работы сотрудников

система оценки персонала

Оцениваются следующие критерии:

  • профессиональные знания и навыки (от hard-skills до оценки специализированных компетенций);
  • личностные характеристики (от показателей «уживчивости» с коллегами до соблюдения дисциплины);
  • KPI (самый простой критерий оценки деятельности ваших работников по отчетам и графикам);
  • лояльность (если специалист не поддерживает ценности компании, сложно ожидать от него высоких показателей);
  • способность к обучению и развитию (оценка деятельности персонала в успешной организации всегда учитывает перспективы);
  • специфические требования (определяются, исходя из особенностей бизнес-процессов в конкретной компании).

Система оценки всегда подбирается под конкретную организацию и конкретные задачи. Она может видоизменяться и модифицироваться с течением времени. Неизменной остается ключевая задача – понять, насколько профессиональны ваши сотрудники, где есть слабые места и как их устранить.

Основная цель проверки сотрудников

Концептуально важный момент в этом процессе – определить наличие прогулов, ранних уходов, несанкционированных перерывов. Руководителю важно быть уверенным, что каждый сотрудник в рабочее время занимается исполнением должностных обязанностей, а не решает личные вопросы в мессенджерах и социальных сетях.

Для многих менеджеров это ключевые цели в оценки деятельности персонала. Потому что если в рабочее время сотрудник смотрит фильмы или играет в браузерные игры, ни о какой эффективности не может идти речи. Даже если KPI номинально высокие, это лишь одна сторона медали. С другой стороны, получается, что сотруднику платят в том числе за то, что он на работе решает какие-то личные задачи и удовлетворяет собственные потребности.

Методы оценки компетенции сотрудников

Выше мы обозначили, что оценка работы персонала – это всегда комбинированный подход. Хотя существует множество методов оценки персонала, наиболее популярными и эффективными признаются следующие:

  1. аттестация;
  2. ассессмент-центр;
  3. тестирование;
  4. интервьюирование;
  5. метод экспертных оценок;
  6. деловые игры;
  7.  специализированное ПО.

Оценка персонала с помощью специализированного софта обретает сегодня всё большую популярность. Софт может иметь различный уровень интеграции в бизнес процессы – от элементарного тайм-трекера до мощного многоцелевого решения вроде Bitcop. Комплексные приложения для оценки качества работы ваших сотрудников могут включать следующий функционал:

  • система учета рабочего времени с фиксацией прогулов, простоев, ранних уходов, иных непродуктивных действий;
  • автоматическая оценка продуктивности на основании используемых программ и сайтов;
  • блокирование нежелательных приложений и сайтов, оповещение руководства об их запуске;
  • отслеживание поисковых запросов, фиксация ввода с клавиатуры (функция кейлогера);
  • трекинг задач, DLP-система, возможность интеграции с другими программными решениями;
  • формирование наглядной отчетности в заданный период по каждому сотруднику и отделу;
  • наличие скрытого режима, отсутствие влияния на производительность компьютера специалиста.

Вне зависимости от того, какие задачи по оценке действующего персонала вы ставите, комплексные программные решения помогут получить результат. Для его достижения их можно, в частности, интегрировать с системами безопасности (видеонаблюдение, биометрия). А также комбинировать с другими методами – тестированием, интервьюированием, деловыми играми. Такой подход признается экспертами наиболее результативным в контексте совершенствования бизнес-процессов и исключения слабых мест в работе организации.

ОмскПресс