Горсовет — это не оппонент

Политика

Горсовет - это не оппонент

«Вечёрка» попыталась выяснить у Вячеслава Викторовича, какими ему видятся взаимоотношения разных ветвей городской власти, а также о его предложениях, которые он сделал на заседаниях Совета Федерации и АСДГ.

Горсовет-мэрия

— Вячеслав Викторович, Вы, пожалуй, сам опытный депутат городского Совета, работали при разных администрациях Омска. Всё же, в идеале, какими должны быть взаимоотношения между представительской и исполнительной властью?

— В идеале два органа местного самоуправления должны быть настроены как один рояль, причём одним специалистом и по одному камертону. Функции и у одного, и у другого органа местного самоуправления одинаковые. В чём, на мой взгляд, сегодня возникают сложности? В том, что мы резко перешли от советской модели к современной. Все обратили внимание на то, что у нас теперь появился частный капитал, частная собственность, а то, что мы имеем совершенно другие органы власти, то, что у нас теперь имеется в городе не государственное, а муниципальное управление, никто на это, похоже, внимания не обратил. Обычный горожанин в организации властных структур сегодня видит только местное самоуправление. Оно ближе всех.

Теперь посмотрим непосредственно на функции этих органов управления, и как в идеале они должны исполняться. Городской Совет создает условия для исполнительной власти, чтобы она выполнила перед населением все свои обязательства, предписанные ей Федеральным законом № 131.

— Я думаю, вот это очень важно, потому что зачастую горожане не до конца понимают, чем должен заниматься депутат. Помочь в асфальт закатать дворы своих избирателей, ребенка устроить в детский садик? Или же у него другие функции?

— Я убежден, чтобы квалифицированно решать нормотворческие вопросы, формировать правовые нормы, а в этом и есть основная функция городского Совета, нужно, чтобы депутат хотя бы один полный срок (созыв) отработал. За этот период времени депутат пройдет по серьезным вопросам три-четыре рабочих группы. Немаловажно, чтобы он подготовил и провёл через Горсовет пару вопросов существенного свойства, чтобы он понял, как этот нормотворческий механизм работает.

Вот пример. Вопрос мэру — вот там, между двумя садиками, куча мешков. Однако это не уровень решения вопросов главы города! Не побежит мэр в ту же секунду убирать эти мешки. Должна быть понятна причина, почему они там лежат, и депутаты своими решениями должны создать условия для устранения этих причин. А сегодня вопрос пока так и звучит — почему мэр не убрал мешки!

Это и будет шагом вперед, то есть, я считаю, что это и есть модернизация. Устранили — шагнули вперед, и у нас появляется потенциальная возможность сделать ещё один шаг к изменению ситуации к лучшему. Поэтому депутаты должны в первую очередь решать, как создать условия, которые обеспечат мэрии условия для исполнения её функций. А если есть условия, то возникает возможность и спроса. Вот при таком решении вопросов отношения между Горсоветом и администрацией города выстраиваются нормально и продуктивно. А если администрация кричит: да у нас нет денег, да вы нам их не дали; и жителям говорит: Горсовет даст денег, мы сделаем, вот при таких взаимоотношениях и возникает разрыв.

— У каждого своя правда, получается?

— Я полагаю, что здесь всё-таки действует механизм, который я «механистически» поясняю так: городской Совет — это не оппонент, это противовес, который позволяет работать крану. Кран стотонный, на крюке сто тонн, а противовес — городской Совет. Он не мешает крану работать, он обеспечивает, чтобы тот выполнил свои характеристики на 100 процентов.

— Сегодня мы имеем многопартийный Горсовет, и, опираясь на то, что вы сказали — что депутат должен обладать опытом, нет ли опасений, что новый депутатский корпус, еще не набравшись опыта, устроит в ГС арену для политических дискуссий?

— Есть, конечно, опасения. Во-первых, нет такой нормы, которая житейскую мудрость превратила бы в обязательство конкретного депутата или какой-то фракции. Я имею в виду следующий постулат: отрицаешь — предлагай своё, критикуешь — предлагай лучший вариант. Однако эту норму предъявить для обязательного исполнения мы, к сожалению, не можем — ни фракциям, ни лично каждому депутату.

Обратная связь

— И всё же, что, на ваш взгляд, нужно сделать депутатам? Создавать свои активы в округах или развивать уже существующие КТОСы, или есть другие варианты сотрудничества с избирателями?

— Нужно использовать все существующие структуры, начиная с КТОСов и просто с квартальных, представителей собственников домов, всяческих общественных организаций. Депутат должен нарабатывать свой личный опыт в общении с избирателями.

Он должен находить тему для контактов с ними и включать общественность в работу. И уже через горожан сверять свои действия с их интересами, проверять, как исполняется то или иное решение, каковы последствия этого решения, что люди чувствуют, как они это оценивают. При таком анализе депутат начнёт понимать, куда надо двигаться дальше. Не может же быть такого — приняли решение, его выполнили, и всё! Выполнили это решение, а оно вольно или невольно приводит к тому, что надо принимать следующее … Вот этот пульс, это движение надо научиться улавливать каждому депутату. А для этой цели хороши контакты и общение со всеми общественными организациями.

Кроме этого, я полагаю, что руководство города и руководство городского Совета должны думать, как проводить учёбу депутатов, помогать им, делиться опытом!

— А вообще, есть ли учёба у нынешних депутатов?

— Да, учёба уже началась. Мы сейчас несколько иначе её организовали. Кроме того что мы обучаем помощников депутатов, и самих народных избранников мы тоже включили в процесс обучения. Первое занятие было посвящено тому, что есть 131 Федеральный закон об основных принципах организации местного самоуправления. Цель занятий — чтобы депутаты ощутили, какие есть проблемы и как их можно законно решать. Второе занятие проводили специалисты из областного министерства природных ресурсов и экологии. Здесь уже были занятия более практического свойства. Мы все хотим сделать город безопасным и удобным для жизни. Никому из нас не всё равно, чем мы дышим и что является источником этого. И вот тут же, во время учебы, у депутатов совместно со специалистами регионального экологического ведомства родился проект. Решено закупить оборудование, которое в автоматическом режиме будет брать пробы окружающей среды. Это 16 постов, которые в автоматическом режиме будут постоянно следить за экологической обстановкой. А нам это позволит в случае выбросов, оперативно реагировать на загрязнения воздуха в Омске и принимать меры к устранению этих причин.

Вот пример конкретного и конструктивного смысла учёбы, которую мы начали проводить.

— И как депутаты реагируют? Есть желание всё понять и изучить, работать эффективно?

— Оба занятия прошли, как пишут в букварях, с живым интересом, было задано огромное количество вопросов. А по экологии практически в готовом виде сформулирован вопрос для заседания Совета.

Совет Федерации

— Ваше выступление на Совете федерации, куда Вас пригласила председатель Валентина Матвиенко, — это тоже попытка изменить положение вещей с несправедливыми бюджетными отношениями и какие Вы видите перспективы вашего выступления? Что-то может измениться в межбюджетных отношениях?

— Я понимаю так — появилась возможность решить назревшую проблему, я эту возможность использовал, сумел отреагировать, ведь меня только что избрали председателем омского Горсовета. После выступления перед сенаторами мне показалось, что стоит верить Совету Федерации, который заинтересованно отнесся к моим оценкам межбюджетных отношений. К сожалению, они сегодня исковерканы и изуродованы, и в Совете Федерации мы получили поддержку, понимание и обещание помочь муниципалитетам.

Уже после этого мы на омском городском Совете приняли постановление о развитии нашего предложения. Мы ещё подробнее всё расписали, и уже направили его в Государственную Думу. Кроме этого я выступил с подобным сообщением и на заседании АСДГ, чтобы наше Зауралье подключилось к этой работе, чтобы в Госдуме получили более объединённое мнение из разных сибирских регионов.

300-летие Омска

— Не так много времени осталось до юбилея нашего города, каким Вы хотите видеть наш город в 2016 году?

— Сейчас пройдут все эти предвыборные страсти и нужно срочно садиться за ту программу, которая у нас есть. Я считаю, что на её обсуждение и окончательное принятие решения нам отведено максимум два месяца. Мы должны твердо знать, что будет и чего не будет сделано. Именно это нам нужно определить уже сегодня. Главное — не потерять время на выполнение первоочередных городских задач.

Ну, а по поводу того, каким город должен прийти к юбилею… Всякий город гордится своими историческими корнями. И то, что у нас в Омске есть исторического — оно без внимания не останется. Но самое главное — город должен быть к юбилею светлым, чистым, с широкими улицами, с хорошим транспортом, при наличии детских садов и школ, больниц… Любой омич должен реализовывать свои возможности без напряга, то есть он должен знать алгоритм вещей и действий: приди туда, обратись и всё получишь. Вот это нужно сделать, такие условия для омичей создать. Ну, и, безусловно — озеленение, формирование парковых зон, зон отдыха, зон легких физических нагрузок, дорожки для роликовых коньков или просто для прогулок. В каждом микрорайоне должен быть свой парк или скверик.

А вообще-то, если по крупному подходить к юбилею, то задача № 1 — это экономика. К нам никто не приедет, мы должны всё это сделать своими руками. Это та часть подготовки, которая сегодня не обсуждается, но участие города в этом должно быть обязательным, и первый шаг в этом направлении — активное развитие среднего и малого бизнеса. Поддержать его, что бы он мог работать, наполнять бюджет, чтобы люди имели рабочие места. Это всё возможно при союзе всех властей омского Прииртышья.

ОмскПресс