Горсовет не снижает активности

Политика

Горсовет не снижает активности

В конце прошлой недели депутаты Омского городского Совета дважды собирались в полном составе. В четверг, 24 мая, на внеочередном заседании ОГС был рассмотрен вопрос о внесении изменений в муниципальный бюджет, а на следующий день состоялись публичные слушания по внесению изменений уже в Устав города Омска.

Деньги на расселение

Депутаты на внеплановом заседании должны были принять решение по одному-единственному вопросу — утвердить факт получения дополнительных средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийных жилых домов, а также определить долю софинансирования бюджета города на эти цели.

Всего в этом году на переселение-расселение Омской области выделяется 150 млн рублей федеральных средств. Цифра не ахти какая, учитывая количество аварийных жилых домов. По сложившейся в последние годы практике распределения городу достанется половина этой суммы, хотя 90 процентов аварийного жилья региона сосредоточено именно в Омске. Директор департамента жилищной политики мэрии Светлана Шенфельд полагает, что в текущем году можно расселить 106 омских семей из 14 домов. Прямо скажем, этого явно недостаточно, чтобы окончательно решить проблему. В данный момент в городе в срочном улучшении жилищных условий нуждаются обитатели 398 аварийных домов. Больше всего их — 151 — в Центральном округе, 85 — в Ленинском, 81 — в Советском, 50 — в Кировском, 31 — в Октябрьском. Кроме того, в ближайшие годы еще полторы тысячи домов будут признаны аварийными. Таким образом, острота проблемы наверняка сохранится, и очевидно, что муниципалитету требуется гораздо больше средств на переселение граждан, чем поступает сейчас на эти цели.

Большинством голосов депутаты приняли положительное решение по этому вопросу. В результате принятых изменений доходы городского бюджета возросли на 154 184, 2 тыс. рублей. Основную часть дополнительных доходов составили средства на переселение граждан из аварийных домов, которые поступят из Фонда содействия реформированию ЖКХ и областного бюджета — 91,6 млн рублей. В порядке софинансирования город увеличил эту сумму на расселение до 110 915,5 тыс. рублей, изыскав средства за счет внеплановых доходных поступлений и перераспределения средств по некоторым статьям бюджета. В итоге параметры муниципального бюджета-2012, с учетом принятых изменений, выглядят следующим образом: доходы — 11 475 463,6 тыс. рублей, расходы — 12 310 543,6 тыс. рублей.

Устав города пересмотрят

В прошлую пятницу депутаты горсовета провели первые в нынешнем созыве публичные слушания, председательствующей на которых была председатель комитета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка Галина Горст. Их темой стало внесение изменений в Устав города Омска, который нередко именуют Конституцией Омска. В общем и целом инициированные изменения являются принципиальными и важными для функционирования муниципальной власти. После обсуждения на публичных слушаниях они в скором времени могут быть приняты на ближайших заседаниях городского Совета.

Итак, в чем суть предложенных докладчиками изменений? Во-первых, Устав города должен быть приведен в соответствие с федеральным законодательством. В соответствии с ним контрольно-счетные органы обладают организационной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно. Между тем действовало правило (пункт 18 статьи 12 Устава), в соответствии с которым структуру контрольно-счетной палаты Омска утверждает горсовет по представлению его спикера. Теперь его необходимо отменить.

Во-вторых, некоторые вопросы местного значения должны быть приведены в соответствие с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Например, теперь к вопросам местного значения должно относиться выполнение мер по борьбе с коррупцией, а также осмотр зданий и сооружений, наряду с выдачей рекомендаций по устранению выявленных в ходе этих осмотров нарушений. В Уставе города должно быть оговорено утверждение правил благоустройства территории города, установлен порядок участия собственников зданий и сооружений в благоустройстве прилегающих земельных участков и т. д.

В-третьих, в Устав предлагается внести норму, чтобы пленарное заседание городского Совета проводилось не менее одного раза в месяц. А если вдруг возникнет ситуация, когда на заседании будут отсутствовать председатель, его заместители и старейший по возрасту депутат, то быть избранным на роль исполняющего обязанности спикера может любой из присутствующих на заседании депутатов. Совершенно очевидно, что эти изменения продиктованы недавним прошлым, когда в январе-феврале предыдущий созыв горсовета не мог провести заседания из-за отсутствия спикера и его заместителей. Отныне такой прецедент будет невозможен.

И, наконец, в-четвертых. От имени председателя ОГС Вячеслава Двораковского предложено внести в Устав норму, расширяющую полномочия спикера, с правом выступать без доверенности от муниципального образования город Омск. Депутат Валерий Кокорин в своих предложениях был наиболее радикален. Он считает необходимым в дальнейшем усилить контроль со стороны городского Совета за деятельностью мэрии. В первую очередь это должно касаться назначения первых заместителей и заместителей мэра Омска. Кокорин считает, что эти назначения должны согласовываться градоначальником с горсоветом, а в случае выражения недоверия со стороны депутатов вице-мэры должны сложить с себя полномочия. Впрочем, пока нет четкой ясности, захотят ли остальные депутаты обременять себя новыми контрольными функциями, как предлагает Кокорин. Кстати сказать, наряду с контролем придется нести и груз дополнительной ответственности за действия исполнительной власти. А это может оказаться слишком обременительно для подавляющего числа избранников, работающих на неосвобожденной основе.

Комментарий

Галина Горст, председатель комитета ОГС по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка:

— В основном публичные слушания по внесению изменений в Устав города Омска были обусловлены изменением федерального законодательства. Мы уточняли вопросы местного значения, полномочия администрации города, полномочия Омского городского Совета. В связи с тем, что КСП города теперь является независимой, полностью убираются все позиции, где утверждаются председатель, штатное расписание контрольно-счетной палаты. Мы также детализируем вопросы местного значения и правила благоустройства. Это, наверное, все нужно и правильно. В Уставе содержалась норма о проведении заседаний не реже одного раза в три месяца, что противоречило регламенту горсовета, где должно быть не менее одного раза в месяц. Поэтому изменение этой нормы Устава вполне логично.

Были еще предложения депутатов по усилению контроля горсовета за работой городской администрации. Нужен ли такой тотальный контроль — эти вопросы еще будут обсуждаться с правовым управлением. Лично мое мнение как председателя комитета: должность первого заместителя, безусловно, должна согласовываться. В связи с тем, что это лицо, которое остается за мэра Омска исполнять основные обязанности. У нас в начале июня будут детально проработаны результаты публичных слушаний, и заключение мы доведем до населения. Думаю, до конца весенней сессии мы примем изменения в Устав города.

ОмскПресс