В ОмГУ имени Достоевского сегодня поклонники патриотического кино смогли встретится с апологетом этого жанра Никитой Михалковым.
Сегодня в Омске должно было состояться две творческих встречи Михалкова с поклонниками , но круглый стол на тему «Будущее российского кинематографа — возвышение или уничтожение души» в Пушкинской библиотеке режиссёр посетить не смог. Говорят, провёл в это время неофициальную встречу с утверждённым губернатором Омской области Виктором Назаровым.
Встреча же со студентами ОмГУ состоялась. Никита Сергеевич прибыл без опоздания, ровно в 16.00 к крыльцу шестого корпуса подъехала сначала белая «Волга», а потом и чёрный BMW, из которого появился сам Никита Сергеевич. К этому времени его уже ждали студенты, преподаватели и обычные поклонники, актовый зал корпуса был переполнен. Сопровождал Михалкова министр культуры Владимир Телевной, уже отправленный журналистами в отставку.
Взяв микрофон, Никита Сергеевич сразу заявил, что не готовил монолога для встречи, его больше интересует живое общение: «Я хочу вас услышать. Что вам хочется узнать?» После небольшой волны неуверенности зал начал активно задавать вопросы, присылать записки. Михалков долго и вдумчиво отвечал на вопросы, спрашивал мнение самих слушателей, много шутил. Импровизированной помощницей знаменитого режиссёра стала актриса театра «Студия» Любови Ермолаевой Евгения Славгородская – она принимала записки из зала. Пришедших на творческую встречу с мастером интересовало влияние массовой культуры на кинематограф, Марчелло Мастрояни, отношении оратора к примечательным работам современников, место религии в обществе, а также судьба канала «Бесогон-ТВ». Как справедливо отметил сам режиссёр, вопросы были без «жёлтого» оттенка: «Я вижу заинтересованных людей… Не тех, кто задает вопросы, с кем живёт тот или иной артист?».
Личная жизнь Никиты Сергеевича, скандалы вокруг его персоны, различная критика его деятельности мало интересовала омскую публику, лишь единожды промелькнул вопрос, как он относится к мнению, что идея фильма «12» является плагиатом картины «12 разгневанных мужчин». Ответ был прост и практичен: «Вы сами посмотрите американскую картину, а потом сами скажете мне, плагиат моя работа или нет». По поводу постоянной критики в свой адрес режиссёр отметил, что «плохо не когда ругают, а когда есть за что ругать».
Фото (с) Юрий Колинько
Михалков поделился со зрителями, что сейчас работает над экранизацией рассказа Бунина «Солнечный удар», отметив, что с точки зрения режиссуры это очень сложная картина, так как в рассказе всего 10 страниц, почти без реплик.
Зашла речь и о современном российском кино. Никита Сергеевич хвалил картины «Шапито-шоу» и «Жила-была одна баба». Первую картину он даже назвал современным вариантом «Я шагаю по Москве». Критике же он подверг картину «Сибирь. Монамур», отметив, что не терпит неуважения к себе как к зрителю, подразумевая несостыковки сюжета. Так же в этой картине ему не понравилось, что она снята без любви.
«Хочу спросить авторов это картины, хотели бы они видеть своих детей в ком-то из персонажей? Если да, то вопросов нет – закончишь свои дни в психушке. Фильм правдивый, но жестокая правда без любви – ложь, я хотел бы видеть картины о себе с любовью».
Критике подверглось и министерство культуры, которое Михалков хотел бы переименовать — за то, что оно дало премию «Инновация» арт-группе «Война», изобразившей детородный орган на Литейном мосту напротив здания ФСБ в Санкт-Петербурге.
Михалков согласился с тезисом о вырождении российского кинематографа под влиянием массового искусства. В качестве примера назвал фильм «Гитлер капут». Не вызывает восхищения у режиссёра и популярность «попкорнового» зарубежного кино, но использовать французскую модель квотирования показа зарубежных фильмов в кинотеатрах он считает невозможной. Так, считает
режиссёр, рухнет российский прокатный рынок, а это негативно отразится на всей киноиндустрии, без разделения на отечественную и зарубежную.
Помочь справиться с кризисом духовности отечественного кино, по мнению Никиты Сергеевича, может великая русская литература, которая «является матерью современного кинематографа». К теме о российском кинематографе лаконично примкнул и вопрос о современном российском театре. Бурными аплодисментами зала было встречено высказанное Михалковым замечание: «На фестивале русской драматургии в Германии показывают «Три сестры» и «Дядю Ваню» Чехова, где герои – гомосексуалисты. И раздаётся: «Ха-ха, мы так прочитали Чехова!» Это шаманство! Это абсолютное шаманство! Вы возьмите, прости Господи, суки, прочитайте Чехова и поставьте ТАК, как он написал!»
Затронули зрители и тему провинции. С фразой «Культура рождается в провинции, вырождается в столице и возвращается обратно в провинцию» Михалков согласился. Девушка из зала спросила, почему фестиваль «Золотой Витязь» устроили в Омске, Никита Сергеевич спросил саму девушку, рада ли она этому, и, получив утвердительный ответ, напутственно изрёк: «Вот поэтому и устроили!»
Проведя на сцене более двух часов, режиссёр заявил, что из-за стола надо вставать голодным и попрощался с омичами, пообещав, что обязательно приедет ещё, если позовут. Но омичи мастера не отпустили — от выхода из актового зала до машины Михалкова постоянно останавливали с просьбой помочь разобраться в философской проблеме, оставить автограф или просто сфотографироваться. На каждую просьбу режиссёр отвечал согласием.
Текст: Дарья Глатко
Фото: Дарья Глатко, ОмскПресс
Фото на главной: Юрий Колинько