Он развивается: генетическая мутация сделала COVID-19 более заразным

«Россия» и «В мире»

Исследование с участием более 5000 пациентов с COVID-19 в Хьюстоне показало, что вирус, вызывающий болезнь, накапливает генетические мутации, одна из которых, возможно, сделала его более заразным.

Согласно статье, опубликованной в рецензируемом журнале mBIO, эта мутация, получившая название D614G, находится в шиповом белке, который открывает наши клетки для проникновения вируса. На сегодняшний день это крупнейшее рецензируемое исследование последовательностей генома SARS-CoV-2 в одном мегаполисе США.

В документе показано, что «вирус мутирует из-за комбинации нейтрального дрейфа — что означает просто случайные генетические изменения, которые не помогают и не повреждают вирус — и давления со стороны нашей иммунной системы», — сказал Илья Финкельштейн, доцент кафедры молекулярной биологии в Техасский университет в Остине и соавтор исследования. Исследование было проведено учеными из методистской больницы Хьюстона, штат Юта, Остин, и других мест.

Во время начальной волны пандемии 71% новых коронавирусов, выявленных у пациентов в Хьюстоне, имели эту мутацию. Когда летом вторая волна вспышки поразила Хьюстон, распространенность этого варианта резко возросла до 99,9%. Это отражает тенденцию, наблюдаемую во всем мире. Исследование, опубликованное в июле на основе более чем 28000 геномных последовательностей, показало, что варианты, несущие мутацию D614G, стали доминирующей формой SARS-CoV-2 примерно через месяц. SARS-CoV-2 — это коронавирус, вызывающий COVID-19.

Исследование более чем 25000 геномных последовательностей в Великобритании обнаружили , что вирусы с мутацией , как правило, передают немного быстрее , чем без него , и вследствие больших скоплений инфекций. Естественный отбор будет отдавать предпочтение штаммам вируса, которые легче передаются. Но не все ученые убеждены . Некоторые предложили другое объяснение, названное «эффектами основателя». В этом сценарии мутация D614G могла быть более распространена в первых вирусах, прибывших в Европу и Северную Америку, что по сути дало им фору для других штаммов.

Белок спайка также продолжает накапливать дополнительные мутации неизвестного значения. Команда Houston Methodist-UT Austin также показала в лабораторных экспериментах, что по крайней мере одна такая мутация позволяет спайку уклоняться от нейтрализующего антитела, которое люди естественным образом вырабатывают для борьбы с инфекциями SARS-CoV-2. Это может позволить этому варианту вируса легче проскользнуть мимо нашей иммунной системы. Хотя пока неясно, означает ли это, что он также легче передается между людьми.

Хорошая новость заключается в том, что эта мутация встречается редко и не усугубляет заболевание инфицированных пациентов. По словам Финкельштейна, группа не видела вирусов, которые научились избегать вакцин первого поколения и терапевтических препаратов антител.

Ученые отметили в общей сложности 285 мутаций в тысячах инфекций, хотя большинство из них, похоже, не оказывают значительного влияния на тяжесть заболевания. Текущие исследования продолжают вести наблюдение за третьей волной пациентов с COVID-19 и охарактеризовать, как вирус адаптируется к нейтрализующим антителам, которые вырабатываются нашей иммунной системой. Каждая новая инфекция — это бросок кубика, дополнительный шанс развить более опасные мутации.