Астрономы поймали черную дыру, поглощающую звезду, как спагетти

«Россия» и «В мире»

Когда звезда отваживается слишком близко к черной дыре, мощные приливные силы втягиваются в нее, как гигантская лапша из звездного материала.

Чрезвычайное гравитационное притяжение черной дыры разбивает звезду на тонкие нити материала — процесс, который восхитительно называют «спагеттификацией». Когда эти похожие на лапшу полоски засасываются в черную дыру, они излучают мощную яркую вспышку энергии.

В сентябре 2019 года свет от такой обреченной встречи достиг Земли. Международная группа исследователей, используя парк телескопов Европейской южной обсерватории (ESO), наблюдала за вспышкой, получившей название AT2019qiz, в течение шести месяцев, когда она становилась ярче, а затем угасала. Явление, известное как приливный срыв, подробно описано в новом исследовании, опубликованном на прошлой неделе в Monthly Notices Королевского астрономического общества.

Находясь примерно в 215 миллионах световых лет от Земли, пылающая предсмертная агония звезды была самым близким событием, которое когда-либо наблюдали астрономы. «Мы были готовы — у нас было готово время для телескопов на некоторых из самых больших и лучших телескопов в мире», — говорит астроном Мэтт Николл, ведущий автор исследования и научный сотрудник Королевского астрономического общества в Университете Бирмингема. По словам Николса, исследовательская группа получила место в первом ряду, чтобы увидеть, что происходит, когда звезду пожирает гигантская черная дыра, а сочетание близости звезды и времени позволило астрономам изучить ее с «беспрецедентной детальностью».

Исследователи наблюдали этот акт звездного каннибализма с помощью ультрафиолетовых, оптических, рентгеновских и радиоволн. С этой точки зрения исследователи смогли определить, что примерно половина массы звезды была поглощена черной дырой, которая более чем в миллион раз больше. Другая половина одновременно была выброшена в космос.

Николл добавляет, что вспышка, излучаемая звездой в этом конкретном событии, особенно быстро достигла максимальной яркости. «После столкновения с черной дырой прошло около месяца», — говорит Николл. «Эти более быстрые ракеты труднее найти, поэтому это говорит о том, что может быть много этих недолговечных вспышек, которые до сих пор ускользали от нашего внимания».

В дальнейшем астрономы надеются, что их подробные наблюдения этого невероятно разрушительного события помогут нам узнать больше о взаимодействии черных дыр и материи. «Следующий шаг — попытаться найти больше таких событий и наблюдать за ними с таким же уровнем детализации», — говорит Николл. «Мы можем увидеть, справедливо ли то, что мы обнаружили для этого, для всех из них».