Ученые объяснили, почему COVID-19 опасен для пожилых людей

«Россия» и «В мире»

Исследователи обнаружили, что у пожилых пациентов с коронавирусной болезнью более низкая частота иммунных клеток, необходимых для изгнания вируса из организма.

Пожилые пациенты сталкиваются с более высоким риском серьезности заболевания и смерти из-за COVID-19, чем молодые пациенты, и новое исследование, сравнивающее иммунный ответ среди возрастных групп, может помочь объяснить причину, почему?

Исследователи обнаружили, что у пожилых пациентов с этим заболеванием более низкая частота иммунных клеток, необходимых для изгнания вируса из организма. Исследование было опубликовано на этой неделе в mBio, журнале открытого доступа Американского общества микробиологов.

«У пожилых людей более тяжелые заболевания по сравнению с молодыми людьми, и мы обнаружили, что цитотоксическая часть иммунного контроля не так эффективна для ответа на вирус у пожилых людей», — сказал вирусолог Геннадий Зелинский, доктор философии, из Университетской больницы. Эссен, Германия, который также руководил новым исследованием.

Он и его коллеги проанализировали образцы крови 30 человек с легкими случаями COVID-19, чтобы увидеть, как Т-клетки, необходимые для распознавания и устранения инфицированных клеток, реагируют на инфекцию SARS-CoV-2. Возраст пациентов варьировался от середины 20-х до конца 90-х годов. У всех пациентов исследователи обнаружили, что острые инфекции SARS-CoV-2 привели к снижению количества Т-клеток в крови пациентов по сравнению со здоровыми людьми.

Это сокращение стало одним из многих неприятных сюрпризов COVID-19, сказал Зелинский. Большинство вирусов, попадая в организм, вызывают всплеск размножения Т-клеток иммунной системой. К ним относятся «киллерные» Т-клетки, которые играют решающую роль в уничтожении инфицированных вирусом клеток. Они производят цитотоксические молекулы, которые разрушают инфицированные клетки в организме. Но если иммунная система человека производит меньше этих Т-клеток, сказал Зелинский, она будет менее успешной в борьбе с вирусной инфекцией.

В группе пациентов с COVID-19, изученной Зелинским и его коллегами, исследователи аналогичным образом обнаружили, что количество CD8 + Т-клеток, продуцирующих цитотоксические молекулы в ответ на вирус, уменьшалось с возрастом, и это снижение было значительно выше, в среднем, у пациентов старше 80. Более того, «киллерные» Т-клетки пациентов в возрасте 80-96 лет производили цитотоксические молекулы с меньшей частотой, чем аналогичные клетки от более молодых пациентов.

Вирус SARS-CoV-2 прикрепляется к клеткам носа или рта. Оттуда он может распространиться на легкие и перейти к другим органам, вызывая опасную для жизни инфекцию. «Цитотоксические Т-клетки действительно борются за контроль во время этой острой фазы инфекции», — сказал Зелинский.

По его словам, если иммунная система пожилого пациента производит меньше Т-клеток-киллеров и эти клетки недостаточно вооружены, они могут недостаточно защищаться от SARS-CoV-2. Вирусные частицы могут продолжать распространяться и, как следствие, инфекция усугубляется.

Новые данные предполагают, что цитотоксические Т-клетки играют ключевую роль в контроле ранних инфекций, но Зелинский предупредил, что еще слишком рано знать, можно ли использовать эту связь для разработки эффективной иммунотерапии, использующей эти клетки. В предыдущих исследованиях вирусных инфекций у мышей его группа обнаружила, что ингибитор контрольной точки — иммунотерапия, которая активирует Т-клетки-киллеры и эффективно снимает тормоза с иммунной системы — сначала улучшала контроль над вирусами, но впоследствии могла вызвать повреждение легкие и другие органы. По его словам, необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять потенциальные риски и преимущества вмешательства в Т-клетки как способ борьбы с SARS-CoV-2 и другими вирусами.