У неандертальцев обнаружили Y-хромосому от Homo sapiens

«Россия» и «В мире»

Селективное преимущество могло привести к тому, что современная человеческая Y-хромосома распространилась по популяции неандертальцев после того, как она была введена путем скрещивания более 100 000 лет назад.

Y-хромосома неандертальца намного более тесно связана с Y-хромосомой современных людей, чем с Y-хромосомой денисовцев, еще одного архаичного гоминина, который жил в Евразии одновременно с неандертальцами, согласно исследованию, опубликованному 24 сентября в журнале Science.

Это резко контрастирует с остальной частью генома, который явно помещает неандертальцев и денисовцев как сестринские группы в линию, которая отделилась от предков современных людей. Данные по Y-хромосоме — первые от денисовцев и первые с высоким охватом от неандертальцев — предполагают, что у более ранних неандертальцев была денисовская Y-хромосома, но она была заменена Y-хромосомой современных людей после того, как неандертальцы скрестили с ними от 370 000 до 100 000 лет назад.

«Это действительно большой сюрприз», — говорит Миккель Хайде Шиеруп, биолог-эволюционист из Орхусского университета, который не участвовал в исследовании, но написал сопроводительный комментарий . Лишь несколько процентов остальной части генома неандертальца, по-видимому, состоит из современной ДНК человека, однако это исследование показало, что три разных неандертальца, обнаруженные в местах по всей Евразии и относящиеся к периодам в десятки тысяч лет, все имели современные человеческие Y-хромосомы. Это говорит о широком распространении Y в популяции неандертальцев, объясняет он. «Это довольно драматическое событие».

В последние годы были опубликованы несколько широко раскрытых геномов неандертальцев и денисовцев, но, поскольку они были женскими, данных о последовательностях Y-хромосом архаичных гомининов было очень мало , если таковые вообще были. Чтобы лучше понять структуру Y-хромосомы, компьютерный биолог Джанет Келсо из Института эволюционной антропологии Макса Планка и ее коллеги углубились в образцы архаичных самцов гомининов, которые были обнаружены на протяжении многих лет.

Из образцов трех относительно недавних останков неандертальцев, датируемых менее 53000 лет назад, и двух более старых денисовцев, исследователи использовали различные методы для обогащения ДНК гоминина, а аспирант Келсо Мартин Петр разработал зонды, чтобы специально вылавливать последовательности Y-хромосомы. Затем исследователи собрали около 7 миллионов пар оснований данных последовательностей для Y каждого архаичного человека и сравнили последовательности с последовательностями современных людей африканского и неафриканского происхождения.

«Самое поразительное, что сразу же всплыло, это то, что все три Y-хромосомы неандертальца более тесно связаны с Y-хромосомами современного человека или современного человека, чем денисовские Y-хромосомы», — говорит Петр. Хотя это не было тем, чего ожидали исследователи, он отмечает, что исследователи не впервые наблюдают эту закономерность; митохондриальный геном неандертальцев также больше похож на митохондриальные последовательности современных людей, чем на последовательности их сестринской группы.

У неандертальцев обнаружили Y-хромосому от Homo sapiens

Исследователи соглашаются, что очень маловероятно, что митохондриальный геном и Y-хромосома случайно распространились среди неандертальцев. Более вероятно, что современная человеческая ДНК предоставила селективное преимущество тем неандертальцам, которые ее носили. «Мы не знаем, что было селективным агентом, но похоже, что он вам нужен», — говорит Скируп The Scientist , — «потому что это относительно короткое время», чтобы увидеть, как хромосомное движение проходит через популяцию, при скрещивании с современными людьми, которые, по оценкам, имеют произошло самое большее всего несколько сотен тысяч лет назад, а современная Y-хромосома получила широкое распространение примерно 50 тысяч лет назад. Однако невозможно точно определить, когда именно началась замена.