При восприятии речи у детей участвуют оба полушария мозга

«Россия» и «В мире»

Младенцы и маленькие дети обладают своего рода сверхспособностями, говорят нейробиологи Медицинского центра Джорджтаунского университета.

В то время как взрослые обрабатывают большинство дискретных нейронных задач в определенных областях в одном или другом из двух полушарий своего мозга, молодые люди используют правое и левое полушария для выполнения одной и той же задачи. Это открытие указывает на возможную причину, по которой дети, похоже, восстанавливаются после нервной травмы намного легче, чем взрослые.

Исследование, опубликованное 7 сентября 2020 года в PNAS, фокусируется на одной задаче, языке, и обнаруживает, что для понимания языка (в частности, обработки устных предложений) дети используют оба полушария. Это открытие согласуется с предыдущими и текущими исследованиями, проведенными профессором неврологии Джорджтауна Элиссой Л. Ньюпорт, доктором философии, бывшим докторантом Олумиде Олуладе, доктором медицины, и доцентом неврологии Анной Гринвальд, доктором философии.

Их исследование раскрывает загадку, которая долгое время озадачивала врачей и нейробиологов, говорит Ньюпорт. Почти у всех взрослых обработка предложений возможна только в левом полушарии, согласно исследованиям сканирования мозга и клиническим результатам потери речи у пациентов, перенесших инсульт в левом полушарии.

Но у очень маленьких детей повреждение любого полушария вряд ли приведет к языковому дефициту; язык может быть восстановлен у многих пациентов, даже если левое полушарие серьезно повреждено. Эти факты говорят о том, что язык распространяется в обоих полушариях в раннем возрасте, говорит Ньюпорт. Однако традиционное сканирование до сих пор не выявляло деталей этих явлений.

Теперь, используя функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), проанализированную более сложным образом, исследователи показали, что паттерн латерализации у взрослых не устанавливается у маленьких детей и что оба полушария участвуют в речи на раннем этапе развития. Мозговые сети, которые локализуют определенные задачи в одном или другом полушарии, начинаются в детстве, но не завершаются до тех пор, пока ребенку не исполнится 10-11 лет. «Теперь у нас есть лучшая платформа для понимания травм головного мозга и восстановления».

ОмскПресс