Фёдоровку оценили в 148 млн евро

Обратите внимание

Согласно предварительному бизнес-плану, строительство аэропорта Омск-Фёдоровка потребует 148 млн евро. В качестве основного финансового механизма специалисты рассматривают вариант частно-государственного партнерства. Если проект реализуют в рамках концессионного соглашения, срок окупаемости составит 25–30 лет. Итоговый бизнес-план строительства Омск-Фёдоровки будет готов в первом квартале 2011 года. Об этом стало известно 16 июля на заседании рабочей группы в региональном правительстве по вопросам строительства нового аэропорта.

Омск–Москва–Хабаровск

Специалисты консорциума компаний Hochtief AG, Cushman & Wakefield и ООО «Руфаудит — Омское бюро» представили результаты разработки первого этапа бизнес-плана строительства Фёдоровки. По словам директора компании Hochtief AirPort Рудольфа БУРКХАЛЬТЕРА, строительство Омск-Фёдоровки делится на два этапа. Первый — строительство и ввод в эксплуатацию самого аэропорта. Согласно прогнозам, к 2025 году пропускная способность Фёдоровки должна достигнуть миллиона человек в год (сегодня этот показатель — 400 тысяч). Далее пассажиропоток возрастет до полутора миллионов человек.

По мнению губернатора Омской области Леонида ПОЛЕ ЖАЕВА, строительство Фёдоровки необходимо Омску для успешной конкуренции в авиаперевозках, а Омск-Центральный не имеет никаких перспектив развития.

— Остановка строительства аэропорта Омск-Фёдоровка и развитие воздушных перевозок, ограниченных возможностями аэропорта Омск-Центральный, создали условия для переключения воздушных пассажирских и грузовых потоков в другие города — Новосибирск, Красноярск, — сказал губернатор. — Несмотря на то что Омск занимает выгодное географическое положение, он остался на периферии развития воздушных перевозок. Сегодня совершенно ясно, что Омск-Центральный не имеет никаких перспектив развития и дальнейшее замораживание строительства отбрасывает Омск на периферию соперничества за перевозки, это негативно скажется на развитии бизнеса, инвестиционной привлекательности региона. Сегодня, чтобы из Омска попасть в Хабаровск, нужно полететь в Москву, взять билет там и лететь в Хабаровск. Более парадоксальной транспортной воздушной схемы в мире не существует.

«Газпромбанк» предлагает концессию на 25 лет

Представители «Газпромбанка» предложили реализацию проекта на принципах частно-государственного партнерства. По словам директора департамента «Газпромбанка» Сергея МОЛОЧНЫХ, один из вариантов в основе своей предполагает ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях». Основной плюс данной схемы — моментальная возможность начала проекта. В федеральном законодательстве четко прописан механизм: этапы, сроки, ключевые реализации проекта. Для строительства Фёдоровки, по мнению представителей «Газпромбанка», существует три базовых источника финансирования: средства частного инвестора, заемные средства и господдержка, которая может потребоваться частному инвестору.

— Но при затрате почти 150 млн евро за стандартный срок концессионного соглашения 25–30 лет окупить проект частному инвестору будет практически нереально. Здесь мы видим подспорье в развитии территории действующего аэропорта Омск-Центральный, — пояснил Сергей Молочных. — Именно отсюда мы предлагаем в будущем привлечь недостающую часть финансирования, которая поможет частному инвестору обеспечить себе должную доходность и эффективность проекта.

Другие специалисты также считают логичным развивать Омск-Центральный. Как позже прокомментировал исполнительный директор бюджетного учреждения «Дирекция по строительству аэропорта Омск-Фёдоровка» Игорь ИГНАТЕНКОВ, главной целью инвестиций в Омск-Центральный является привлечение в город авиакомпаний. Исходя из таких соображений, облправительство продолжает вкладывать средства в действующий аэропорт. Напомним, недавно НПО «Мостовик» выиграло тендер на строительство в действующем аэропорту самолетных стоянок и рулежной дорожки.

— Вкладывая деньги и развивая действующий аэропорт, мы тем самым создаем полноценную транспортную сеть для создаваемого аэропорта, — прокомментировал Игорь Игнатенков.

Не лучший вариант

Концессионный механизм реализации проекта вызвал сомнения среди собравшихся экспертов. По мнению министра имущественных отношений Омской области Александра СТЕРЛЯГОВА, концессионное соглашение — не лучший выход в данной ситуации.

— Мы не найдем инвестора, который бы вложил деньги, а потом ушел и оставил аэропорт в собственность области, — считает министр. По мнению депутата регионального Законодательного собрания и гендиректора НПО «Мостовик» Олега ШИШОВА, в проекте не учтены грузовые перевозки. — При расчетах всех показателей Фёдоровки рассмотрены только пассажирские перевозки, — отметил депутат, — грузовые перевозки и работа аэропорта как элемента мультимодального узла не учтены.

СПРАВКА

По данным пресс-службы облправительства, Cushman & Wakefield – один из мировых лидеров в области проектирования крупных инфраструктурных объектов. Cushman & Wakefield занимается стратегическим финансовым планированием в 33 странах в Европе, на Ближнем Востоке и Африке. Hochtief является оператором шести крупных европейских аэропортов, а также российских – нового терминала Шереметьево-1 и международного аэропорта Владивостока. «Руфаудит» предоставляет услуги по независимой оценке активов предприятий в соответствии с международными стандартами, по правовому сопровождению бизнеса, а также финансовому, управленческому и юридическому консалтингу.

ОмскПресс