Джаник ФАЙЗИЕВ: «В нашем фильме 95% реальности»

Общество

Джаник ФАЙЗИЕВ: «В нашем фильме 95% реальности»

На прошлой неделе в Омске своё кино презентовали создатели фильма «Август. Восьмого». Режиссёр Джаник ФАЙЗИЕВ объяснил всю трудность «перевода» фильмов на женский язык и рассказал, почему на съёмках били всех, кроме актёра Егора БЕРОЕВА.

Дедовщина на площадке

Столичные звёзды встретились с омичами 21 февраля в кинотеатре «Вавилон». Режиссёр много говорил о работе над лентой «Август. Восьмого», утверждая, что в ней – 95% реальных историй со слов очевидцев грузино-осетинского конфликта.

– Над таким фильмом по-другому нельзя работать, – сказал Джаник Файзиев. – Когда начали писать сценарий, я просто разыскал телефоны Героев России, звонил им. Первым откликнулся теперь уже майор в отставке Алексей Ухватов (именно Ухватов, которому на тот момент было всего 29 лет, командовал разведротой, вошедшей в горящий Цхинвал в ночь с 8 на 9 августа 2008 г. – Прим. авт.). Мы отправились в Южную Осетию, он познакомил меня со многими очевидцами, прошли по местам событий, и набралось очень много материала. Так что в итоге мы выдумали только незначительную часть эпизодов, соединяющих сюжетные линии. Все остальное – реальные истории. Более того, все актёры, играющие военных, прошли спецназовскую подготовку: ползали по грязи, стреляли. Все по-честному, их даже били. Правда, я убедительно просил не по лицу: слишком дорогая это часть у артиста (улыбается).

– Разве кого-то били? – удивляется практически весь вечер молчащий Егор. – Меня – нет!

– Ну, ты же у нас «дембель», – смеётся Джаник. И объясняет омичам: – Просто Егор научился быть военным еще в период съемок «Десантуры». Так что его не трогали!

 

Страхи под глубоким слоем

Файзиев, снявший «Турецкий гамбит» и продюсировавший «Адмирала», сравнивает работу киношников с профессией музыканта:

– Когда вы приходите в кино, мы развлекаем вас тем, что трогаем ваши эмоции, заставляя вибрировать струны. Мы пытаемся вместе с вами прожить дополнительный кусочек жизни: моменты, прожитые в кинотеатре вместе с героями, компенсируют зрителям недостаток опыта. И в дальнейшем они могут поступать, опираясь на этот опыт.

Затрагивая тему развлекательной и поучительной сторон кинематографа, Джаник оговаривается, мол, любое произведение несет в себе несколько слоёв смысла.

– Если уж совсем углубляться в «Август. Восьмого»… Когда мы начинали делать это кино, я называл его «сумма всех женских страхов», – объясняет режиссёр. – Меня воспитали женщины, и я помню весь кошмар и ужас их страхов, начиная от банальных – «завтра нечего будет есть» – и заканчивая какими-то инфернальными, вроде первой появившейся морщинки. И когда всё это наворачивается кучей… Кто бы что ни говорил, но женщина – основа общества. На ней лежит функция воспитания и продолжения жизни, поэтому страхи женщины – это базовые страхи общества. И вся эволюция развития общества – это попытка обезопасить женщину, воспитывающую ребенка. И вот он, основной посыл фильма: мы тогда достигнем многого, когда поймем, что сумели избавить жизнь женщины от большинства страхов.

 

Во всём виноваты шапки

Женщины, говорит Файзиев, особенная зрительская аудитория, которую приходится учитывать в работе над фильмом. Современное зрительское кино создаётся непременно с участием фокус-групп: людям показывают ленту в первоначальном монтаже, а затем записывают все их замечания и с их учётом делают перемонтаж, иногда и по нескольку раз.

– Что непонятно? Кто куда пошел? А кто кого любит? – вот такие вопросы приходится задавать. Иначе не всегда можно понять, точно или неточно мы сделали какие-то иногда очень важные детали, – говорит режиссёр. – Например, в работе над «Турецким гамбитом» я был совершенно в шоке! Женская аудитория сказала, что не разбирается, где русские, где турки. А ведь мне казалось, что мальчика в красной шапке без козырька легко отличить от мальчика в зеленой шапке и с козырьком! В итоге нам пришлось делать много перемонтажей, чтобы простейшая вещь стала понятной.

ОмскПресс