Штаны и веер спасали самураям жизнь

Общество

Штаны и веер спасали самураям жизнь

На открытии выставки «Самураи. Art of war» в музее им. Врубеля внимание корреспондентов «Вечёрки» привлёк мужчина в синем кимоно. В японской одежде без пуговиц и заклёпок он двигался совершенно свободно, что, как выяснилось позже, не так-то просто. Мужчиной в кимоно оказался Юрий АИСТОВ – мастер меча и куратор выставки. Он объяснил нам, из чего состоит обязательное облачение самурая, в котором принято появляться в обществе.

В Японии без веера – никуда, тем более летом, когда очень влажно и душно. Так что веер использовали как женщины, так и мужчины. А для командующих армией они даже были сигнализаторами во время военных действий: одна сторона означала атаку, другая – отступление. Мужские веера отличались от женских размером и цветом. Кроме того, многие самураи носили при себе боевые веера: вместо деревянных пластинок вставлялись металлические прутья, поверхности которых иногда затачивались. Дело в том, что в некоторых местах оружие было запрещено, например в чайную комнату даже император не мог зайти с оружием. А с веером можно. И, хотя чайная комната считалась зоной мира, все-таки случались вероломные нападения. И боевой веер оказывался единственным оружием, которое самурай мог использовать в случае неожиданной атаки.

Самурайский пояс называется «оби». Он достаточно широкий и плотный, ведь одно из его предназначений – держать сразу несколько мечей. С этой изначальной задачей не смогут справиться современные пояса, которыми повязывают кимоно дзюдоисты и каратисты, – слишком они узкие.

Очень важная часть одежды самураев, без которой нельзя выйти на улицу, – похожие на юбку штаны «хакама». Семь складок на них означают семь добродетелей будо (термин «будо» означает «японские боевые искусства». – Прим. авт.). В такой одежде весьма сложно садиться и вставать. Если вы помните, вся Япония «живёт» не на стульях, а на полу. И у самураев есть движение «хакама сабаки» – в момент посадки штаны расправляются так, чтобы можно было моментально вскочить с пола и не запутаться в складках одежды. «Хакама сабаки» была частью этикета, спасавшей жизни, – ведь она давала возможность мгновенно совершать боевые выпады. В старых школах единоборства каждое движение, которое делал воин в момент одевания, вставания или посадки, было рассчитано до миллиметра – только так можно было сохранить жизнь. Самурайские кланы отличались стилями «хакама сабаки», так что можно было понять принадлежность воина к тому или иному клану, просто взглянув на то, как он, приседая, расправляет штаны.

По улице самурай, как и другие японцы, ходил в «гэта» – открытых сандалиях из дерева или других природных материалов. На платформах, подбитых поперечными брусочками-протекторами, можно было спокойно пройти по средневековой грязи, стоит только надеть гэта с брусками подходящей высоты. Дойдя до дома, эти «ходульки» оставляли у порога и проходили в помещение в абсолютно чистых, светлых носках. Вообще, в Японии белый цвет обычно символизирует траур, поэтому, если гость приходил в белой одежде – значит, у него кто-то умер либо он готовится к ритуальному самоубийству. Но белые носки были исключением: это символ торжественности, показывающий чистоту намерений. Если гость сумел пройти по грязи и сохранить светлые носки чистыми, значит, он пришел без дурного умысла.

Верхняя половина тела самурая прикрыта курткой, которая может называться кимоно, или, как в современном спорте, «кендога». Под кимоно можно было надеть длинный домашний халат «касадэ» или короткий «дзюбан». Правда, его лучше обществу не демонстрировать: халат расценивается как пижама или исподнее. Зато что можно показать – так это накидку «зимбаори», которая набрасывается поверх куртки. Зимбаори бывают разного кроя: и с рукавами, и без рукавов.

ОмскПресс