Секрет шестнадцати заслуженных – в авторитете одного народного

Культура

Секрет шестнадцати заслуженных – в авторитете одного народного

В крещенские морозы у репетиционного здания Омского русского народного хора стояли люди с алыми розами в руках. Ветераны, руководство и артисты коллектива 20 января собрались, чтобы отдать дань памяти народному артисту СССР Георгию Пантюкову – художественному руководителю, во времена которого хор завоевал мировую славу.

Авторитетные фамилии

Георгий Пантюков, как говорят ветераны коллектива, обладал непререкаемым авторитетом. Дисциплина при нем была строгая: во время репетиции ни один артист не имел права высказать свое мнение до тех пор, пока не закончит говорить художественный руководитель.

– В процессе никогда не обсуждалось то, что делает Пантюков: вот когда сделает – тогда пожалуйста, – вспоминает ветеран хора, заслуженная артистка РФ Екатерина СОНИНА. – Я считаю, это было очень правильно. Хорошее качество руководителя. Вы думаете, почему из нас получилось целых 16 заслуженных артистов? Нам делали бесплатный пропуск и обязывали ходить на все концерты в филармонии, на всех гастролеров, в музыкальный театр – ходить, смотреть и учиться мастерству у знаменитых артистов. Георгий Николаевич и сам всесторонне одарённым был: великолепный пианист, прекрасный танцор – встанет и всё покажет. Мы теперь говорим, что он, наверное, был послан богом для того, чтобы жил Омский хор. Пик славы хора – это был Пантюков. Елена Владимировна Калугина, основатель хора и первый руководитель, заложила хороший фундамент, а Георгий Николаевич уже нас «кохал» (берёг, лелеял. – Прим. авт.), мы вот так считаем. Коллектив сотворила она, и поэтому имена их нераздельны.

Волею судьбы юбилеи двух самых крупных руководителей хора приходятся на один год. Первого января исполнилось 90 лет со дня рождения Георгия Пантюкова, 21 января – 110 со дня рождения Елены Калугиной. Память их почтили цветами и праздничными концертами. А молодежь узнала о том, какими были легендарные руководители, что называется, из первых уст – от ветеранов хора.

 

Трагедия в Запорожье

– Пантюков был очень общительным человеком, в компаниях отпускал шуточки, мог и сплясать. Очень простой в обращении, никакой звёздной болезни, боже упаси, – рассказывает заслуженный артист РФ Владимир МАРТЫНОВ. – Скромный человек и в то же время знающий свое дело на сто процентов. В Израиле вместе с нами загорал, играл на пляже. Никакой удаленности от артистов.

– Его близость к нам доказывает один случай, – добавляет Екатерина Сонина. – В 1964 году в Запорожье мы открывали дворец культуры. Архитектура здания была гэдээровской, к чему наш электрик не был готов. В результате все софиты оказались открытыми. Мы отработали концерт, и ночью начался кошмар. Артисты звонили друг другу, плакали: «Катя, я ослепла!» Сначала мы грешили на душевые кабинки с соллюксом (лампа с рефлектором, употребляемая для светолечения. – Прим. авт.), которые были в гостинице, но оказалось, что виной всему софиты: 16 артистов, стоявших на авансцене, на пересечении лучей, получили большую дозу глазных ожогов – сгорела сетчатка, роговица. Вызвали «скорую». А в больнице даже не было лекарств. И мы с Георгием Николаевичем всю промозглую ночь просидели до пяти утра на улице, ждали пузырьки, которые нам готовила аптека, – даже в помещение нас не пустили. Кто-то другой не стал бы зябнуть на холоде с нами, а Пантюков не ушел ни на секунду. Он был очень человечный, хотя в работе проявлял характер. И это правильно.

 

Наследие

Современному руководству хора есть на что опереться. Два первых руководителя оставили огромное наследие, главное из которых – сибирская стилистика и методы обработки народного искусства для постановки на сцене.

– Елена Владимировна подключала консультантов из народа, из сельской глубинки, – поясняет сегодняшний худрук коллектива Олеся СИДОРСКАЯ. – Множество песен, которые она записывала, сегодня мы обрабатываем, восстанавливаем, чтобы ввести в репертуар. Пантюков постоянно находился в творческом поиске, экспериментировал. На его открытия, методы сочетания народного искусства и современных тенденций – композиции, сцендвижения – мы опираемся и по сей день, создавая новые постановки для хора.

ОмскПресс