Омичи увидели снимки мэтра цветной фотографии

Культура

Омичи увидели снимки мэтра цветной фотографии

Имя итальянского фотографа Франко Фонтаны широко известно в Европе, а в январе с ним познакомились и омичи. Под занавес выставки в галерее модного дома «Роба» корреспондент «Вечёрки» узнал историю революционера и провокатора из мира фотографии, на которого затаили двадцатилетнюю обиду американские коллеги.

Запретный фотограф

Первые шаги по выставочному залу делаешь в недоумении: и вот это – прославленное имя? Но каждый следующий шаг и каждая следующая увиденная фотография – будто ступенька, по которой настроение стремится ввысь. Скепсис меняется на оптимизм и счастливую ностальгию: да это же любимая игрушка моего детства, калейдоскоп с цветными яркими стёклышками. Франко Фонтана показывает зрителям пейзажи, буйство красок в которых кажется неестественным и в то же время таким реальным.

– Секрет автора – в позитивной слайдовой плёнке, воспринимающей сочные, насыщенные цвета. Этот фотограф не работает с «цифрой», – рассказала куратор выставки Ольга КАРЛОВА. – Обратите внимание на даты: 60-е, 70-е годы – тогда не было такого «чуда», как фотошоп. Как раз в 60-е годы Франко Фонтана и начал заниматься фотографией, а на это время приходится расцвет чёрно-белой плёнки. Представляете реакцию международного жюри в Вене, когда он принёс на бьеннале вот такие свои работы? Итальянца осмеяли. Фонтана руки на этом не опустил, он по-прежнему работал и в конце концов добился своего. В начале 70-х его работы уже признают эталоном цветной фотографии, объявляют мастером цветного пейзажа и начинают рекламировать. Единственное, невзлюбили Франко Фонтану американцы – после того, как он отснял Нью-Йорк в таком же духе. Наверное, они привыкли восхищаться своим городом и считали, что автор должен как-то по-другому показать его. После того как увидели снимки Нью-Йорка, американцы объявили Франко Фонтану персоной нон-грата в своем фотографическом мире и не принимали его фотографии ни на какие американские международные конкурсы и выставки в течение двадцати лет.

Сегодня 78-летний Франко Фонтана – успешный фотограф, работающий с крупнейшими компаниями и журналами. Его снимок, рекламировавший машину, вошёл в историю, оказавшись единственной в мире рекламой автомобиля, работавшей больше десяти лет.

 

Рукотворные поля

Провокатору Франко Фонтане, похоже, нравится играть со зрителями и коллегами. Яркими снимками революционная деятельность итальянца не ограничивается. Как рассказала Ольга Карлова, фотограф-пейзажист сам конструировал ландшафты, и неопытному глазу не так-то легко отличить снимок реального места от составленной автором мозаики.

– Франко Фонтана резал слайды и фотографии и составлял новый пейзаж. На нашей выставке есть и такие снимки, – объясняет куратор. – Есть несколько способов делать подобное: можно отпечатать напрямую фотографию из кусочков слайдов или, отпечатав с цельных слайдов, разрезать фотографии, составить новую из двух, трёх, а то и более кусочков, снова снять и напечатать новый пейзаж. Автор применял различные техники и все секреты вряд ли нам раскрыл бы, даже если бы сам присутствовал на нашей выставке.

ОмскПресс