Тридцать свадеб в одном зале показали участники фестиваля

Общество

Тридцать свадеб в одном зале показали участники фестиваля

Межнациональный фестиваль свадебных обрядов собрал в Доме дружбы 11 декабря больше 340 участников. Песни, игры, танцы, обычаи, пироги и сладости – на празднике были представлены все атрибуты широкого семейного праздника с национальным колоритом.

Широкая, разгульная, весёлая – так всегда описывают свадьбу. А уж если в одном месте в одно и то же время проходит несколько десятков свадеб, то веселье через край так и хлещет. Концерт «Свадебный круг» Третьего областного межнационального фестиваля свадебных обрядов начался с хмельной братины – круговой чаши, от которой каждый гость на пиру отхлебывает по очереди и желает здоровья молодым. Около 30 творческих коллективов национально-культурных центров и организаций на одной сцене показали особенности свадебных обрядов разных этносов.

 

Плётка, нож и шуба наизнанку

Приехал казак с дружкой за суженой своей, а подружки невесты выкуп требуют. Да еще и припевают: «Как на дружке да кафтан – чёрт по месяцу таскал, как на дружке да шапчонка после старого чертёнка». Дружка на насмешки не обижается, ведь такие песни и частушки – необходимая часть свадебного обряда казаков. Не обижается и чувашская невеста, к которой жених с плёткой подходит. Он ударяет наречённую, конечно, слегка – по древним чувашским поверьям, этот жест отгоняет злых духов.

От злых духов уберечь невесту, находящуюся на пороге новой жизни, старается каждая нация. В Мордовии, заслышав свадебный поезд, выбегают братья и сёстры невесты, продают ворота и крыльцо, а сват, чтоб не сглазили, три раза ножом крестит невесту и землю перед ней. После молодые отправляются во двор жениха, где их встречает хмельной чашей родственница в вывернутой наизнанку шубе и шапке, называемая Медведем. Под конец обряда, как ни сопротивляется мордовская невеста, жених надевает на ее голову женский платок – теперь ей не носить больше девичий убор.

 

Липы в венках и яблоки на саблях

В латышском хуторе свадьба – действо, неразрывно связанное с природой. По дороге в дом жениха невеста приговаривает: «Здравствуй, хутор жениховый, здравствуй, дорога, здравствуй, лес. Пришла я к вам с подарками. Липоньке – золотой веночек, дубочку – серебряный, березкам – красивую тесемку, а ивушке – золотое колечко. Примите меня как родную». Участники свадьбы раздают гостям маленькие букетики, а на фестивале даже сидящим в зрительном зале достались нежные цветы в зимний день.

В армянской деревне свадьба длилась три дня: в пятницу в доме жениха готовили быка, и это тоже была часть обряда.

– На свадьбу резали именно быка, а не корову, – рассказала руководитель культурно-образовательного сектора омского отделения Союза армян России Анаит САРОЯН. – Перед тем как зарубить, шею животного украшали гирляндами из яблок. Яблоко – особый фрукт в земледельческой культуре армянского народа, и в свадебном обряде он фигурирует несколько раз. На второй день, когда жених уже встречается с невестой, неженатый младший брат жениха или один из его друзей выносит в танце саблю с яблоком на острие. Сабля сплошь обвита лентами – режущих краев не видно, и этот оберег изгоняет нечисть, которая может помешать счастью молодых. А яблоко на острие – пожелание и символ плодородия и богатства.

ОмскПресс