И в Чернобыль, и в роддом с камерой рвутся режиссёры-документалисты

Общество

И в Чернобыль, и в роддом с камерой рвутся режиссёры-документалисты

Традиционный Международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» в нашем городе прошёл уже в шестой раз. За три дня омичам показали 22 фильма. Каждый показ предварял фестивальный видеоролик, утверждавший: документальное кино – это искусство, отражающее реальность. Однако не все документалисты согласны с такой трактовкой.

Чего нанюхались зрители

Фестиваль «Встречи в Сибири», организованный департаментом культуры и кино-досуговым объединением, прошёл в Омске с 24 по 26 ноября. В день открытия организаторы устроили зрителям и журналистам встречу с гостями фестиваля – известными в мире документалистики кинематографистами.

– Я противник утверждения, что кино должно отражать жизнь, – поделился своими взглядами режиссёр Андрей ГОЛОВНЁВ, президент Российского фестиваля антропологических фильмов. – Зачем ее отражать, если она и так видна? Кино – это погружение, оно забирается в человека и вытаскивает наружу его скрытые возможности. В 90-е годы оно выворачивало наружу всю грязь, черноту, и чем более мерзким было кино, тем больше пользовалось популярностью. Слава богу, это время и это настроение уходят – надышались зрители, нанюхались. Я представляю здесь направление антропологических фильмов – о глубинах человеческих. И документальное кино, мне кажется, – это именно самопознание и самопроникновение человека. Это не язык копирования, а язык преломления.

 

Откуда взять миллион сюжетов

Среди гостей «Встреч» была режиссер-документалист из Беларуси Галина АДАМОВИЧ, призёр многочисленных международных кинофестивалей и автор лучшего национального фильма Беларуси-2007 «Заведёнка». Омичам показали её прогремевший по фестивалям в прошлом году фильм «Инокиня» о судьбе монахини Иулиании, регента Свято-Елисаветинского монастыря.

– Темы для своих лент я беру из собственной жизни: снимаю то, что мне интересно. Когда у меня родился ребенок и я понимала, что не могу летать на вертолете в Чернобыльскую зону, – мы снимали фильм «Продолжение» про то, как рождаются дети. Я лежала в роддоме и знала, что через три месяца вернусь сюда с камерой, встану и увижу всё, что мне не дают сейчас посмотреть. Когда ребенок пошел в детсад и я увидела, какой это стресс для него, – мы сняли фильм «Мама придёт» про первый день ребенка в садике. Ребёнок был единственным, любимым, рос в семье – и вдруг его отдали чужим людям. Для него это огромный стресс – и про это можно снять миллион фильмов: сколько детей, столько и можно делать сюжетов. Фильмы рождаются из твоего интереса к жизни.

 

КСТАТИ

У документалистов есть некоторые секреты для получения нужного результата. Одна из таких уловок называется «Приём привычной камеры»: оператор и режиссёр погружаются в среду долго и глубоко, на протяжении нескольких недель. В результате киношники делаются настолько привычными для людей, которых снимают, что их перестают замечать. Тогда-то, через две-три недели погружения, начинается реальная жизнь, которая и становится объектом и сюжетом документального кино.

ОмскПресс