Что скрывают тексты

Общество

Что скрывают тексты

А вы знаете, Евгений Онегин невысокого мнения о своем родственнике, когда думает: «Мой дядя самых честных правил…» Дело в том, что Александр Сергеевич перефразировал известную басню того времени, которая начиналась словами: «Осёл был самых честных правил». Вот тебе и дядя…

Читаем, следим за событиями произведений, за характерами героев, переживаем вместе с ними события, казалось бы, авторы ничего не скрывают, всё выдают читателю как на духу. Ан нет, таятся, недосказывают, и вдруг самое невинное произведение оказывается круче самого крутого детектива. Например, тот же читаный-перечитаный «Евгений Онегин».

Но сначала я хочу представить читателю Олега Вадимовича БАРСКОГО, ученого, кандидата филологических наук. Его специальность – история литературы, литературоведение. Умные прищуренные глаза и высокий лоб, как занавес в театре, – сколько секретов за ним прячется. Говорит Барский быстро, скороговоркой, но студенты слушают его как завороженные, да и сам боишься пропустить хоть одно слово. А как же, ведь Олег Вадимович – хранитель тайн! Впрочем, он вовсе не похож на Скупого Рыцаря, воссевшего на сундуках, наоборот, он с удовольствием ими, этими тайнами, делится.

 

О чем молчит герой?

Однако отловить Барского и спокойно с ним в уголочке поговорить крайне трудно. Дела кафедральные (он завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков в Омской гуманитарной академии), подготовка к защите докторской (а это участие в конференциях и написание массы научных статей) не оставляют времени на свободное общение. Тем не менее, для меня, своего друга, Олег минутку выкроил.

На вопрос, какие новые секреты приоткрыла мать-литература, ответил:

– Сейчас подготовил статью для третьего номера «Карамзинского сборника». Заинтересовала меня повесть «Письма русского путешественника». Что интересно, герой смотрит на Европу нормальным цивилизованным взглядом, описывает впечатления вполне современным языком, в результате у Карамзина русский человек равняется европейцу.

Называя себя «рыцарем веселого образа», здоровый и жизнерадостный молодой человек 23 лет отправляется в дальнее путешествие и посещает Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию. После чего появляется первая большая повесть «Письма русского путешественника», сделавшая Карамзина известным писателем.

– И все-таки, при всей своей откровенности и наблюдательности, герой повести о многом умалчивает. Часто впадает в уныние и меланхолию. Правда, это одна из основных черт характера персонажей сентиментализма. Он не отвечает на вопросы собеседника, женат ли он. Приводит историю студента, который «на гробе друга, скончавшегося от несчастной любви» поклялся больше не связываться с «опасным полом» и говорит ему: «Тем лучше для вас». Интересна история о попутчице, девушке Каролине. Она и на плече его прикорнула, и всю ночь проспала на скамье коляски, а герой только и делал, что гордился своей праведностью. Надо заметить, Каролина не оценила нравственного подвига и рассталась с героем довольно сухо.

Барский поясняет: важно не только то, о чем автор рассказывает, но и то, о чем умалчивает. «Бедная Лиза» написана одновременно с «Письмами…» Как известно, Карамзин женился по расчету. Но, видимо, тогда, во время путешествия, он переживал большую душевную травму. Может быть, предваряющие события и натолкнули писателя на путешествие. Бегство, что ли?

О чем молчит герой? О своей любви к пастушке? Которую бросил ради выгодной женитьбы? А далее – не случилось ли то, что произошло с «бедной Лизой»? Так или иначе, но тема самоубийства, тема утопления также наличествует в повествовании.

 

Загадки Пушкина

О Пушкине Олег может рассказывать бесконечно, как и я его слушать. В одном «Евгении Онегине» тайна на тайне, секрет в секрете.

Владимир Набоков не любил в поэме строки: «И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец». Ведь нигде до этого Пушкин ни разу не упомянул о службе Онегина. Что это – оговорка?

Олег хитро прищуривается и выпускает струю дыма. Он курит, я – нет, но мне табак нипочем, напряженно слушаю.

– Дело в том, что свинцом в те времена лечили сифилис. Или ртутью, которую тоже называли свинцом. А «брань» и «саблю» Пушкин использовал как иронию по поводу онегинских
похождений. А вообще-то, у поэта никогда не было оговорок, он всегда был точен в своих описаниях. Обрати внимание, в следующих строфах поэт довольно пренебрежительно говорит о женщинах, показывая отношения к ним героя. «Причудницы большого света! Всех прежде вас оставил он…»

У меня челюсть отпала. Евгений Онегин, хоть и вымышленный персонаж, а все же не из последних героев.

– Ну, зачем так переживать? – удивляется Барский. – Но он действительно в десятой, неоконченной главе едет на Кавказ лечиться. Смотри, что Пушкин говорит: «Машук, податель струй целебных; Вокруг ручьев его волшебных больных теснится бледный рой…» В том числе и Онегин. «Кто жертва чести боевой, кто почечуя», в смысле геморроя, «кто Киприды…» Улавливаешь? Киприда – одно из имен Афродиты, богини любви. «Страдалец мыслит жизни нить в волнах чудесных укрепить».

Отцеубийца? В болезни Евгения Онегина ученый нисколько не сомневается. Более того, утверждает, что тем же недугом страдал сам Александр Сергеевич. Но, внимательно читая любимого поэта, Барский предполагает вероятностные линии того или иного события или поведения персонажа. Короче, если возникают сомнения, надо задавать вопросы.

– Ты помнишь «Скупого рыцаря»? – спрашивает меня Олег Вадимович.

– А как же! – отвечаю и с ходу цитирую: – «Как молодой повеса ждет свиданья С какой-нибудь развратницей лукавой Иль дурой, им обманутой…»

Барский перебивает:

– Возьмем третью сцену, где Герцог встречается с Бароном, то есть тем самым «скупым рыцарем». Он говорит Барону: «Вы деду были другом; мой отец вас уважал». Ведь сюжет пьесы в чем? Барон из-за своей скупости держит сына Альбера взаперти, не выпускает его в свет, потому что для этого надо потратиться. Альбер жалуется на отца Герцогу, и тот обещает помочь. Почему? Да потому, что если Барон был деду другом, а отец его уважал, то сам Герцог в юности был на правах того же Альбера, иначе говоря, не имел никаких прав. Больше об отце речи не идет, а значит, надо полагать, Герцог сам его и прихлопнул. Дальнейшее действие пьесы то и подтверждает. Барон вызывает сына на дуэль, а Альбер этот вызов принимает. Надо полагать, фраза, сказанная Герцогом: «Ужасный век, ужасные сердца!» – относится и к самому Герцогу.

Через две недели Олегу Барскому – 46. Для ученого возраст молодой – сколько новых открытий его ждет… Он раскрывает книги, а книги раскрывают ему свои тайны.

ОмскПресс