Татьяна КРОБЕЙНИКОВА: «Надо, чтобы работать было интереснее»

Общество

Татьяна КРОБЕЙНИКОВА: «Надо, чтобы работать было интереснее»

Стали известны имена победителей Всероссийского конкурса лучших учителей образовательных учреждений. В этом году в нём приняли участие 36 омских педагогов, восемь из них стали победителями. За свои успехи ко Дню учителя они будут награждены премией в размере 200 тысяч руб. «Вечёрка» познакомилась с одним из победителей.

Для своего репортажа я выбрала рассказ об учителе начальных классов Татьяне Кробейниковой. Ну что, казалось бы, необычного можно придумать в работе с младшеклашками? Этот вопрос привел меня в гимназию № 140, где работает Татьяна Вячеславовна.

С первых секунд понимаю, что интервью будет непростым. В школе – большая перемена. Часть малышни ураганом промчалась в столовую подкрепиться, часть – уже прожевала завтрак и разгоняет калории прыжками и догонялками в классе, больно оттаптывая мне ноги.

Воспользовавшись непринужденной обстановкой, задаю вопрос одной из третьеклашек: «А вам учительница ваша нравится?» Восьмилетняя Катя, не задумываясь, отвечает, что помимо умения интересно объяснить материал Татьяна Вячеславовна обладает еще одним замечательным для учителя качеством – она не кричит. «Так уж и не кричит», – усомнилась я, предвкушая, как педагог будет успокаивать всю эту разбушевавшуюся ораву.

– Давайте не будем пугать наших гостей, – спокойно просит учитель, помогая школьникам приготовить все к уроку. На повестке дня – рисование. – Когда может прийти искусство в класс? Правильно – когда в классе тишина. А то оно испугается и убежит.

Задумавшись о прекрасном, восьмилетки тут же замолкают и зачарованно внимают учителю. Сегодня школьники осваивают технику работы пастелью. Пока, получив задание, ученики рисуют виноградную гроздь, задаю несколько вопросов учителю:

– Вы уже двадцать восемь лет работаете с младшими классами. Почему выбрали именно младшие классы?

– Вообще у меня два образования – учитель начальных классов и филолог. Я работала параллельно и в младшей школе, и в средней. Но поняла, что эти дети мне все-таки ближе.

– В младшей школе учителю сегодня приходится несладко в связи с переходом на Федеральный государственный стандарт начального образования. Вас эти изменения уже коснулись?

– Два года подряд я была руководителем творческой группы по введению стандартов в начальной школе. Мой блог тоже связан с этим. Мы проводили массу семинаров для учителей.

– Но вы ведь не попали в список школ, которые в пилотном режиме вводили федеральные стандарты в начальной школе?

– Да, мы не были пилотной школой. Только вели просветительскую деятельность. Но у себя на уроках эту технологию мы применяем уже давно. Можно сказать, что наша гимназия давно уже работает по стандартам, направленным на ребенка.

– В связи с переходом к новым моделям образования учителю стало сложнее работать?

– Я из той категории людей, которых сложности не пугают. Надо, чтобы работать было интереснее. К примеру, математика – тяжелый труд для детей. Чтобы он был легче, надо постараться учителю. Задача педагога – формировать целостное мышление ученика, научить учиться самому. Учитель должен уметь подвести к двери, дать ключ и научить ученика пользоваться этим инструментом. Помнить: никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний. Важно научить ребенка самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации.

– Сейчас распространена точка зрения, что детям стало учиться тяжелее: большие нагрузки, особенно в младшей школе. Это так?

– Я не могу сказать, что нагрузки стали больше. Просто дети стали учиться по-другому. Моим учиться стало интереснее. К обучению мы подключили виртуальную школу. Какие-то темы тяжело на уроке отработать, не хватает времени. Тогда я с ними начинаю работать через Интернет. Там я размещаю оригинальные задания, интересные видеоролики, кроссворды. За эту работу дети получают баллы. Мы весь прошлый год работали таким образом.

– То есть это обучение с помощью компьютера?

– Да. Но ведь с компьютером они все равно дома работают. Но время они в основном проводят за играми. А тут мы пытаемся их отвлечь, переключить на что-то полезное. Ребенок учится тоже в игровой форме, самостоятельно добывает знания.

– Чем сегодняшние дети отличаются от учеников 20– 30-летней давности?

– Они много знают и много умеют. Но в то ж
е время не знают каких-то элементарных вещей. Они гораздо хуже знают историю. Когда в текстах встречается слово «пионер», они задают вопрос, кто это. Спрашивают: «А мы уже пионеры?» Наверное, тех детских организаций им не хватает. Хотя мы пытаемся их занять. Но досуга все-таки мало. За детьми того времени было меньше родительского контроля. Поэтому сегодня зачастую дети менее самостоятельны. На уроках более подвижные и активные, чем дети того времени. Они просто другие.

– Чего не хватает сегодня учителю начальных классов?

– Не хватает техники. Развитие сегодняшних детей требует более совершенного технического обеспечения. К примеру, у нас компьютер есть, а проектора нет. На уроках информатики у нас получается два ребенка за компьютером, а класс большой.

– Уже придумали, куда потратите грант?

– Что-то пойдет на учебу, что-то на здоровье. Учителя изнашиваются очень быстро.

– Вся стена в вашем классе увешана сундучками, в которых хранятся баллы. Это баллы, набранные школьниками за свою работу?

– Да, мои ученики являются участниками и победителями различных конкурсов. Мои воспитанники на собственном примере убедились: даже малышам есть место в науке, важно верить в свои силы, стремиться открыть для себя новое, интересное и знать – в жизни всегда есть неизведанное, и оно ждёт тебя. Для меня большой победой явился неугасающий интерес, постоянно возникающие вопросы детей и их терпение на протяжении длительного времени.

ОмскПресс