Руководителей национально-культурных центров готовят в классическом университете

Общество

Руководителей национально-культурных центров готовят в классическом университете

Позади лето, а с ним закончилась и приёмная кампания для омских вузов. Впервые в этом учебном году на факультете культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского осуществлён набор на направление «Народная художественная культура», профиль «Руководство этнокультурным центром». О том, что это такое, нам рассказала декан факультета культуры и искусств заслуженный работник культуры России Нина ГЕНОВА.

– Нина Михайловна, в начале 90-х годов прошлого века в Омской области начали создаваться различные национально-культурные объединения. Всё это происходило при поддержке комитета по культуре и искусству администрации Омской области, который вы тогда возглавляли. Как всё было?

– Социокультурная ситуация того времени осложнялась политическим кризисом, распадом Советского Союза на отдельные государства по национальному признаку. Активизировался процесс национального самосознания и этнической самоидентификации в самой России, на волне которого и стали образовываться национально-культурные центры. В Омске это происходило очень активно, поскольку работа по развитию национальных культур у нас была хорошо поставлена начиная с 80-х годов. Уже тогда по поручению Омского обкома партии мы с профессором ОмГУ Николаем Аркадьевичем Томиловым разрабатывали научноисследовательский проект «Решение национально-культурных проблем Омской области». Ещё до зарождения фестиваля национальных культур «Единение» в омских концертных программах звучали национальные песни, исполнялись танцы, устраивались выставки ремёсел народов, населяющих наш регион. В 90-х годах были организационно оформлены первые 19 национально-культурных объединений при поддержке комитета по культуре и искусству, которая выражалась в выделении ставок руководителя и двух методистов на каждый центр и материальной помощи при проведении разного рода акций и мероприятий. Позже, в 1996 году, чтобы их объединить, на базе ДК «Комсомольский» был создан Омский дом дружбы.

– Кем были первые руководители национально-культурных объединений?

– Это были врачи, строители, учёные, предприниматели, руководители конфессий – словом, инициаторы создания центров, те, кого выдвигали сами диаспоры. Конечно, они не имели специального образования. Сфера профессиональных интересов этих руководителей не всегда соприкасалась со сферой культуры и искусства. В 2000-е годы центры начали пополняться молодёжью, которая стала получать образование у нас на факультете – по хореографии, вокалу, дирижированию, социально-культурной деятельности. И сейчас во многих национально-культурных объединениях в качестве методистов, хормейстеров, руководителей хореографических ансамблей и даже специалистов по связям с общественностью работают наши выпускники.

– Время изменилось и, вероятно, выдвинуло новые требования к руководителю вообще в сфере культуры и к руководителю национально-культурного объединения в частности…

– Скорее, не время, а поступательное развитие самих национально-культурных объединений. Внутри центров возникла потребность в руководителе-профессионале. Есть люди, умеющие петь, танцевать, дирижировать, заниматься народными ремёслами, выстраивающие свою работу на традициях, на точном понимании собственной культуры. А руководитель-то должен быть ещё многограннее.

– Именно поэтому на факультете культуры и искусств в наступившем учебном году появился новый профиль подготовки студентов – «Руководство этнокультурным центром»?

– В этом году мы получили лицензию на совершенно новое для нас направление подготовки – «Народная художественная культура», в структуре которого существует данный профиль. Нами была разработана учебная программа по нему, успешно прошедшая рецензирование, а это говорит о том, что данный профиль подготовки сегодня востребован и имеет перспективные направления. Тем более что национально-культурное развитие нашего города и региона не ограничивается только Домом дружбы. В перспективе, как мы все знаем, нас ожидает создание национально-культурного комплекса в Омске, то есть национальной деревни на Левобережье. А это, в свою очередь, потребует привлечения к работе специалистов – профессионалов в этнокультурной сфере.

– Какими знаниями будет обладать вышедший из стен ОмГУ руководит
ель этнокультурного центра?

– Уточню: не знаниями, а компетенциями (в высшей школе сейчас осуществляется компетентностный подход). Каждый выпускник, проучившийся по данному профилю, должен будет обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций, т. е. быть полностью готовым к организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельности. Компетенций достаточно. Приведу только одну: «Уметь планировать и осуществлять административно-организационную деятельность учреждений и организаций, занимающихся развитием народной художественной культуры и народного художественного творчества».

– Изучение каких предметов необходимо для формирования компетенций?

– Самых разных. В том числе: этнография, этнология, основы культурной политики, государственного администрирования, православной культуры, журналистики, технологии выставочной деятельности. Кроме того, изучаются организация и руководство этнокультурным центром, менеджмент в работе музея, туризме, социально-культурной деятельности, артменеджмент, информационно-правовое обеспечение, история искусств, межкультурные коммуникации, этнопсихология и другие. Ведут эти дисциплины преподаватели не только нашего факультета, но и юридического, исторического и психологического факультетов университета.

– С такими дисциплинами область применения собственных талантов и выработанных компетенций у выпускников будет довольно широкой…

– Естественно! Это не только руководство непосредственно национально-культурным объединением. Выпускник может реализовать себя в качестве руководителя дома народного творчества, народных ремёсел, национальностей, школы народной культуры, клубного учреждения, студии, коллектива, этнографического музея, учреждения дополнительного и профессионального образования и многого другого. Программа по этому профилю позволяет и действующим руководителям пройти переподготовку или повышение квалификации.

– Что ж, учиться никогда не поздно. Хотя я знаю, что набор на очную и заочную формы обучения по данному профилю уже осуществлён.

– Есть ещё заочная ускоренная форма обучения, документы на которую мы принимаем до 1 октября текущего года. И есть желающие учиться ускоренно.

 

Сегодня на факультете культуры и искусств ОмГУ имени Ф. М. Достоевского изучается комплекс самых разных предметов. В том числе: этнография, этнология, основы культурной политики, православной культуры, журналистики, технологии выставочной деятельности и другие.

ОмскПресс