Уникальная ткань с эксклюзивным рисунком была сделана специально для Омского хора

Культура

Уникальная ткань с эксклюзивным рисунком была сделана специально для Омского хора

На открытии сезона Государственного Омского русского народного хора 25 сентября омичи увидят премьеру номера «Сибирская свадьба». Артисты будут блистать в новых костюмах. Самое интересное о нарядах действующих лиц «Сибирской свадьбы», созданных по традиционным канонам, читателям «Вечёрки» рассказала художественный руководитель коллектива Олеся СИДОРСКАЯ.

Красный цвет считался символом молодости, расцветания жизни, был связан со свадебным обрядом. Вот почему его так много в сегодняшнем костюме хора.

Красные рубашки у девушек – довольно архаичного бесполикового кроя (т. е. сшитые из одного перегнутого пополам полотна ткани, к верхней части которого пришиваются рукава). Очень важная часть костюма – аксессуары. Трехрядные бусы артистов изготовлены из натуральных камней: коралла, бирюзы и змеевика. Камни привезли из Москвы, и омские мастера по заказу хора сделали бусы разной длины, собранные на одну петлю и завязанные лентой. Никаких застежек – все, как у наших прабабушек.

Бусы повторяют три основные цвета костюма: свежий красный, небесный бирюзовый и природный зеленый. Желтый – цвет солнца и сарафана – повторяется в янтарных серьгах балетной группы коллектива. У оркестра и хора серьги из бирюзы.

Пояс по народной традиции – обязательный оберег, без него невозможно. Кроме того, он прекрасно подчеркивает фигуру молодых артисток. Широкий, на прочной клееной основе пояс хора называется «шитик». Он украшен строчевой вышивкой и жемчужными пуговицами. Такой пояс более позднего происхождения, чем тканый.

Рукава женской сорочки не длинные, идут лишь до локтя и завершаются летними манжетами. Манжеты украшены двойным кружевом и ленточной перевязкой – по-праздничному.

Сарафан – прямой, «с грудкой», сшитый из большого отреза. Чем больше отрез, тем пышнее сарафан и тем красивее он кружится во время движения. А чем больше на нем сборок, тем богаче семья девушки.

Такая ткань – «белоземельная», когда на светлом фоне идет растительный орнамент, – была популярна в XIX веке, и хор специально заказал нужный эскиз у профессионального художника. По этому эскизу уфимская фабрика создала материал эксклюзивно для хора. Больше такую ткань вы нигде не встретите.

Подол сарафана в традиционной одежде обязательно нагружался, это же мы видим и в сценическом костюме хора: густая плиссированная оборка по низу, кружево, повторяющее основные цвета костюма. Под подолом обязательно есть подъюбник, который виден при кружении.

Самое распространенное и хорошо известное название головного убора – кокошник. На самом деле он назывался девичьей повязкой или коронкой. Расшитую жемчугом и бисером коронку положено надевать только на прямой пробор. Девушки имели право не прикрывать волосы, и если мы посмотрим сбоку, то увидим, что тыльная часть головы не прикрыта. Только понизу идет закрывающий красный бант, которым завязан головной убор. Из-под банта спускается главное украшение – длинная коса. Те артистки, у которых нет длинной косы, пользуются достижениями сегодняшней индустрии красоты.

И еще один обязательный аксессуар – большие цветные серьги. У балета это янтарь, у оркестра и у хора – бирюза в мельхиоровой и серебряной оправе.

Самую популярную рубашку в Сибирь привезли переселенцы. Это косоворотка с планочкой сбоку, с левого края. Она сшита из льна, который хорошо держит форму, все того же красного цвета. Правда, оттенок у мужской рубашки темнее, чем у девичьей – как это и было положено.

По подолу, горловине и манжетам косоворотка украшена тесьмой. Тесьма для костюма артистов была выбрана в соответствии с традиционным украшением мужских рубах. Она не имитирует ручную вышивку – она имитирует ту самую тесьму, которой украшались рубашки более позднего происхождения. В конце XIX века уже переставали вышивать мужские рубашки, потому что появились красивые тесемки.

Рубаха непременно подпоясывалась тканым поясом. У артистов на самом деле пояс из имитационного ткачества – машинного. Тем не менее он сделан с такими же кисточками и завязывается, как положено, на правую сторону. Вообще считалось, что правая сторона мужская, а левая – женская. Девушки тоже носили тканые пояса, но завязывали с левой стороны. Штаны артистов сохранили традиционный размер и рисунок ткани. Они немно
жко шире, чем сапоги, и сшиты из черной ткани, украшенной коричневой полосочкой с прочеркиванием. Этот традиционный узор пошел от тканых штанов, полотно для которых изготовляли в домашних условиях.

Кожаные сапоги были свидетельством богатства: не каждый мог себе позволить. Тем не менее эта обувь очень удобна для пляски. Сапоги сшиты в Омске по тогдашней моде: подъем, каблук и характер голяшки. Последняя должна немножко плиссироваться, это же, кстати, касается и женских сапог. Прямо стоят только солдатские «кирзачи».

Этот костюмный комплекс знакомит зрителей с костюмом северных губерний России, откуда приехали переселенцы на территорию Сибири. Общая идея в том, чтобы показать наиболее выгодные, зрелищные части традиционного костюма XIX века. Такой сарафанный комплекс был очень популярен вплоть до 20-х годов XX века.

Бордовые сапоги на устойчивом каблучке были очень популярны в богатой народной среде. Натуральную кожу брусничного цвета закупали в Москве и за границей, а шили в Омске. Долго искали именно такой насыщенный бордовый цвет: на самом деле ярко-красные сапоги, которые мы себе обычно представляем, – это немножечко неправда. Сапоги должны быть именно благородного темного цвета, который способен сочетаться с любым костюмом. Удобная обувь очень важна, особенно для артистов. И сапоги, на первый взгляд одинаковые у всего коллектива, на самом деле кое-чем отличаются. У балетной группы обувь сшита из более плотной кожи: приходится больше исполнять трюков. А из кожи помягче сшиты сапожки хора, в которых приходится проводить на сцене два часа, а то и больше.

 

КСТАТИ

Стоит отметить, что герои нашей страницы – не жених и невеста. Их костюмы несколько отличаются. Как – увидим на открытии сезона 25 сентября.

ОмскПресс