Он снился себе офицером

Они могли спасти своего сына. Когда Володю отправляли в Афганистан, его отец подполковник Николай Киселев лежал в госпитале на операции. Если бы родители сообщили об этом командованию, сына бы оставили в семье. Но Николай Киселев был военным – он и мысли не допускал об «отмазке» сына от службы…

     – А вскоре получили от Володи новое письмо: «Уже полмесяца нас везут, куда – не знаю», – вспоминает мама солдата Ида Киселева. – Тогда и отец, Николай Захарович, взялся за голову: «Что же я наделал? Какую глупость совершил. Надо было помочь сыну…»
     Вовочка, как его любила называть мама, рос в гарнизонах. Офицером себя чуть ли не во сне видел.
     – Маленький он любил ходить в шубе: подпояшется ремнем, наденет папину шапку с кокардой, кирзовые сапоги. «Буду как папа», решил он, с детства настроился быть офицером, – замечает Ида Михайловна.
     После школы Володя поступил в Омское высшее общевойсковое училище, потом отправился служить на Украину, а в декабре 1979 года, будучи уже старшим лейтенантом, – в Афганистан. Там он был командиром роты. Их подразделение стояло на охране электростанции в городе Суруби, а также сопровождало грузы и боевую технику.
     Володя не раз писал матери о том, как болит простреленная нога, желудок, зубы. Утешало лишь одно – до возвращения домой оставался месяц. К Новому году ему должны были присвоить звание капитана.
     …Седьмого ноября 1981 г. их автоколонна двигалась через горы вдоль берега водохранилища. На склоне появились душманы. Ребята надеялись проскочить. До лагеря оставалось совсем немного – меньше километра. Но их начали обстреливать. Бронетранспортер потерял управление, перевернулся вверх колесами, дверь заклинило, БТР шел в воду. Двое человек из экипажа уже были мертвы. Володя пытался спастись. Разбил железным ключом окно, но пролезть так и не смог и захлебнулся…
     Подробности этой трагедии Володина мама узнала от его друзей-сослуживцев:
     – Алеша Всеволодов – омич, Саша Скрипель из Москвы и однофамилец Юра Киселев живет в Павлодаре. Они были как братья. И ко мне приезжали в гости. Звонят всегда, спрашивают, как дела, как здоровье. С Сашей мы переписывались 25 лет, правда, последнее время он что-то не пишет. Сашу воспитывала мачеха, так он говорил мне всегда: «Ида Михайловна, я Вас считаю мамой», – рассказывает она.
     За первой наградой сына, орденом Красной Звезды, Ида и Николай Киселевы пришли вместе. А новенькую медаль – к 20-летию вывода советских войск – Ида Михайловна получала одна.
     – Николай Захарович сильно переживал за сына, перенес два инфаркта, а после третьего умер. С тех пор прошло почти десять лет, – говорит она. – Два года уже как нет и Володиной жены Наташи, умерла от сахарного диабета. Они вместе учились в школе, вместе ездили в лагерь, вместе отправились на Украину. Когда Володя уехал в Афганистан, Наташа вернулась в Омск, ждала его вместе с нами.
     В 1998 году в 45-й школе, где учился Володя Киселев, установили мемориальную доску. 7 ноября, в день его смерти, ученики обычно посещают школьный музей боевой славы. Учителя проводят общую экскурсию и подробно останавливаются на судьбе Володи. В музее хранятся копии его свидетельства о рождении, комсомольского билета и характеристики, которую он получил при окончании школы. А старшеклассники взяли шефство над мамой героя: навещают, поздравляют в праздники.

ОмскПресс