Сокращений в школах не будет, но состоится пересмотр учебных планов и перераспределение нагрузок педагогов.
На прошлой неделе на заседании Законодательного собрания министр образования Омской области Александр Соломатин сообщил областным парламентариям о результатах эксперимента по введению в Омской области новой системы оплаты труда работников образования. Спикер ЗС Владимир Варнавский предложил депутатам основательно разобраться в итогах эксперимента.
Как надо
Необходимость выступления министра на заседании ЗС была вызвана обращением депутатов с просьбой оценить эффективность проведения в школах Омска и Омской области эксперимента по введению новой системы оплаты труда. Александр Соломатин сообщил депутатам, что эксперимент проводился в 25 школах и «результаты можно назвать положительными», а «полученный опыт может быть использован для перевода на новую систему оплаты труда всех учреждений, который будет проводиться поэтапно до конца этого учебного года – с апреля по июнь».
Напомним, что решением федерального Правительства с 1 января 2009 года на всей территории страны введена новая отраслевая система оплаты труда в бюджетной сфере. Согласно новой системе зарплата труда педагогов состоит из базовой и компенсационной частей. «База» во многом зависит от количества проведенных учебных часов и численности обучающихся в классах и должна быть не ниже МРОТ. Компенсационная часть включает надбавки за стаж работы, категорию, профессиональные достижения учителя, сложность предмета, дополнительную нагрузку, классное руководство и так далее.
При этом зарплата труда педагогов должна составлять 44% всего фонда оплаты труда учебного учреждения, 24% – зарплата управленческого вспомогательного персонала, 3% идут на содержание администрации школы, а 29% – на стимулирующие надбавки педагогам. Эти надбавки устанавливает специальная комиссия, в которую входят представители администрации школы, профсоюзных органов и часто даже сами ученики. Учитываются посещаемость, успеваемость, результаты ЕГЭ, подготовка к олимпиадам, общее качество знаний школьников и т.д.
Правительством Омской области принято решение проводить эту реформу поэтапно – внушала опасения сложность механизма оценки труда каждого учителя, включающего десятки коэффициентов и математических формул. Для апробации метода было выбрано несколько школ города Омска, Исилькульского, Калачинского, Омского, Тарского, Шербакульского районов Омской области, и с 1 января 2008 года в этих школах осуществляется экспериментальная работа по апробации отраслевой системы оплаты труда работников образования.
Что имеем
И вот предварительные итоги. В своем выступлении перед депутатами ЗС министр образования сообщил, что в экспериментальных школах средняя зарплата педагогов возросла на 15–20% и достигла 9700 рублей (отметим, что, по данным Омскстата, в январе 2009 года среднемесячная начисленная заработная плата в Омской области составляла 16553 руб.). «Поэтому информация о снижении зарплаты педагогов на 1–3 тысячи рублей при переходе на новую систему оплаты труда не соответствует действительности», – резюмировал министр. Более того, А. Соломатин обратил внимание, что «усилился поток обращений педагогов с просьбой об отмене уравнительной единой тарифной сетки, снижающей мотивацию их труда». Например, отметил министр, при старой системе слабо учитываются или вовсе не учитываются достижения учащихся на олимпиадах разного уровня и роль педагогов в этих достижениях.
Министр также привел данные, свидетельствующие об увеличении оплаты труда работников образования в Омской области: в 2008 году на это было направлено 4 млрд 631 млн руб., в 2009–м – 4 млрд 669 млн руб.
Другой вопрос – повышение с 1 января минимального размера оплаты труда до 4330 рублей. Этой величине соответствует минимум базовой части зарплаты в отраслевой системе оплаты труда педагогов. Александр Солматин напомнил депутатам, что на повышение МРОТ федеральные средства не выделяются – регионы должны выкручиваться сами. Каким образом? Ответ дают методические рекомендации, изложенные в приказе министерства труда и социального развития Омской области от 20 октября 2008 г. № 75 «О мерах по реализации Постановления правительства Омской области от 15 октября 2008 года № 172-п «О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в Омской области»: «При анализе штатных расписаний бюджетных учреждений рекомендуется осуществить работу по оптимизации штатной численности бюджетных учреждений, исходя из необходимости выполнения учреждением функций, задач и объемов работ… На основании проведенного анализа рекомендуется разработать предложения по формированию нового штатного расписания бюджетного учреждения на основе принципа достаточности численного состава работников».
«Ваши варианты!»
Александр Соломатин в своем выступлении на заседании ЗС конкретизировал основания для этих рекомендаций: управленческий персонал в школах значительно превышает нормативы, большое число совместителей, всего 10% школ выполняют норматив по числу старшеклассников и т.д. В общем, хотя слова «сокращение штатов» никто не произносит – предпочитают термины «оптимизация штатной численности», но суть остается той же.
При этом министр особо подчеркнул, что все 12 правовых актов по вопросу введения отраслевой системы оплаты труда работников образовательных учреждений приняты совместно с отраслевыми профсоюзами.
Спикер ЗС Владимир Варнавский отметил, что проблема с переходом на новую систему оплаты труда педагогов, безусловно, есть и депутатам необходимо «основательно погрузиться в эту проблему, разобраться, что дал нам этот эксперимент, выработать несколько вариантов перехода на новую систему оплаты труда в условиях Омской области и выбрать среди этих вариантов самый достойный».
Депутаты решили вынести этот вопрос на подробное рассмотрение в комитете по образованию, науке, культуре и молодежной политике. Это закономерно, ведь проведению эксперимента и реформы в целом явно не хватает прозрачности.
Как нам сообщили в департаменте образования администрации г. Омска, 15 школ города будут переведены на новую систему оплаты труда с 1 марта, остальные – с 1 сентября. Хочется верить, что адаптация омских школ и педагогов к новой системе оплаты труда будет «бескровной». Хотя в связи с сокращением субвенций и субсидий областного бюджета наибольшее снижение адресных доходов городского бюджета на 2009 год произошло именно по разделу «Образование» – минус 22 млн 176 тыс. рублей. На своей недавней пресс-конференции глава городского департамента образования Илья Дубин пояснил, что новый порядок расчетов не связан с сокращениями в педагогических коллективах, но «мы обязаны обеспечить выплату нового размера МРОТ из фонда оплаты труда, объем которого не увеличен, поэтому были вынуждены провести оптимизацию – пересмотр учебных планов и перераспределение нагрузок каждого педагога». По данным специалистов департамента, проведенная оптимизация позволила сэкономить около 100 млн рублей, но для оплаты труда работников детских садов и школ необходимо изыскать еще 85 млн руб. В настоящее время департамент ведет переговоры с областным минфином по увеличению фонда заработной платы.
Директор департамента образования особо подчеркнул, что в целом заработная плата осталась прежней – она, как и ранее, состоит из базовой части и дополнительных выплат. Педагогический коллектив вправе выбирать – уменьшить базовую часть и увеличить фонд дополнительных выплат, либо установить для каждого равные базовые части.