Воспитывать патриотов никогда не поздно

Общество

Воспитывать патриотов никогда не поздно

Патриотами не рождаются – ими становятся. В процессе воспитания. Разумеется, патриотического. Растить из нынешних тинейджеров, падких на кока-колу и поп-корн, будущих смелых и умелых защитников Отечества, конечно же, ох как непросто!

Ещё, пожалуй, труднее из юношей с их откровенным пофигизмом и нигилизмом «слепить» настоящих мужчин, для которых понятия «долг», «честь», «Родина» будут такими же святыми, как слово «мама»…

Когда и как воспитывать патриотов? Кто может и должен в поколении next пробудить патриотические чувства? Как передать молодым героические традиции предков, которые в разные периоды истории, при различном государственном устройстве находили в себе силы и мужество, чтобы отстоять свободу и независимость России? Об этих и других проблемах патриотического воспитания юных омичей шла речь за круглым столом, организованным городским центром патриотического воспитания молодёжи «Мужество» и институтом военно-технического образования ОмГТУ.

 

Работа не для галочки

На военную кафедру техуниверситета, которой руководит полковник Игорь Лепешинский, к диалогу были приглашены не только военные и представители городского центра патриотического воспитания, но и специалисты департамента образования администрации Омска, а также курсанты института, осваивающие здесь военную науку. Актуальность заявленной темы вряд ли у кого-то вызовет сомнения. О патриотическом воспитании сегодня говорят многие, с различных трибун.

Наряду с профессиональной ориентацией и социальной адаптацией патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. В муниципальных учреждениях образования Омска она проводится в рамках государственной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011–2015 годы. Стоит, к слову, напомнить, что это уже третья программа: первая начиналась в 2001–2006 годах, затем вторая – на 2006–2010 годы. Понятно, что ныне действующая программа отличается от предыдущих тем, что базируется уже на достаточно прочном фундаменте – системе патриотического воспитания. Есть и ещё важное отличие: впервые в этой программе заложены критерии оценки деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодёжи.

К примеру, среди оценочных показателей программы есть такой: доля граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию (по отношению к общему количеству граждан). Если в 2010 году таковых было 35%, то к 2015 году планируется, что их будет 50%. Немаловажен и такой критерий, как «доля граждан, положительно оценивающих результаты проведённых мероприятий по патриотическому воспитанию». Появился он в «линейке оценок» в том числе и для того, чтобы на местах «не забюрократили» эту работу, не превратили полезное дело в сухие отчёты для «галочки». Так, если в 2010 году позитивный отклик «патриотика» находила у 40% граждан, то к 2015-му таковых должно быть 90%. Это означает, что теперь большое внимание уделяется не столько количеству, сколько качеству патриотических мероприятий, тому, какой резонанс они вызвали в подростково-молодёжной среде.

Вместе многое по силам

В качестве одного из «индикаторов» выполнения программы решено взять количество действующих в стране патриотических объединений, клубов, центров: к 2015 году – а это будет год 70-летия Великой Победы – таких объединений по России должно быть 400 тысяч. И созданный в Омске городской центр патриотического воспитания молодёжи «Мужество» под руководством Валерия Терехова, как оказалось, весьма органично вписался в идеологию этой государственной программы. Конечно же, омские общественные организации патриотической направленности ещё внесут свою лепту в это мощное движение. Состоявшийся же круглый стол позволил, что называется, сверить часы всем заинтересованным сторонам, обменяться планами, обсудить идеи.

Как рассказала главный специалист отдела дополнительного образования и воспитания департамента образования мэрии Татьяна УХАБИНА, департамент заключил соглашения о сотрудничестве с общественными ветеранскими организациями города, в том числе и с городской организацией «Совет ветеранов и пенсионеров». Просвещенцы и ветеранская гварди
я решили «дружить домами» сразу по ряду направлений. К примеру, в организационно-методической работе по совершенствованию системы патриотического воспитания. Под эгидой департамента проводятся различные методсеминары, мастер-классы, конференции (с вожатыми, классными руководителями, преподавателями ОБЖ), и, как прозвучало на круглом столе, было бы неплохо, если городской центр патриотического воспитания и городской совет ветеранов и пенсионеров принимали участие в этих мероприятиях. Валерий Терехов предложил также более активно привлекать к проведению военно-патриотических мероприятий национально-культурные центры, диаспоры, проживающие в Омске, ведь у каждого народа России есть свои герои Великой Отечественной войны, такие, например, как маршал Советского Союза Иван Баграмян, главный маршал бронетанковых войск Амазасп Бабаджанян, лётчики Герои Советского Союза Талгат Бегельдинов и Григорий Бахчиванджи и многие другие. Было высказано и такое предложение: по итогам совместных мероприятий департамент образования готов ходатайствовать о награждении активных общественников – и молодых ребят, и ветеранов – нагрудным знаком «Патриот России».

 

Формы разные, цель – одна

Для патриотической работы, как считают участники встречи, все средства и методы хороши. Как привычные для школьников «уроки мужества», тематические классные часы, литературные гостиные, викторины «Что я знаю о войне», так и возрождённые в последние годы конкурсы патриотической песни, спартакиады допризывной молодежи, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок», несение Вахты памяти у Вечного огня в сквере имени Борцов революции лучшими воспитанниками кадетской школы-интерната № 9, городской смотр-конкурс строевой подготовки… Неподдельный интерес вызвали среди юных омичей новые начинания и проекты. К примеру, на базе школы № 82 прошла акция «Письмо солдату» – ребята писали письма своим сверстникам в воинские части. Как ни странно, но оказалось, что старшеклассники с большим уважением относятся к тем, кто служит в Вооружённых силах.

Хороший резонанс вызвала проведённая муниципальными образовательными учреждениями акция по сбору информации об участниках Великой Отечественной войны «Ветеран живёт рядом», по итогам которой был оформлен 3-томник рукописной книги с рассказами о судьбах 180 фронтовиков, проживающих в нашем городе. Как сообщила Т. Ухабина, только в рамках подготовки и празднования 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на базе образовательных учреждений было организовано более 500 мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Особое внимание уделяется деятельности поисковых групп и музейных объединений. На базе омских школ, гимназий, лицеев организована работа 106 музейных объединений, постоянно обновляются экспозиции, посвященные ветеранам Великой Отечественной войны и участникам локальных войн, созданы также 67 новых экспозиций о выпускниках школ, проходящих срочную службу в Вооруженных силах России. С участием более 300 ветеранов войны и военной службы, тружеников тыла проведены музейные уроки, встречи поколений, экскурсии, тематические программы: «Человек и война», «Нам завещаны память и слава» и другие. Так что говорить о том, что патриотическое воспитание осталось «в советском прошлом», это значит кривить душой и не видеть очевидных фактов. Более того, по словам специалистов, в последнее время значительно возросло количество участников смотров, фестивалей, акций, конкурсов патриотической направленности, а также число детей и подростков, участвующих в шефской работе. Так, в городе 134 детские общественные организации оказывают помощь ветеранам на дому, вниманием школьников охвачено более 2 тысяч ветеранов войны и тружеников тыла.

 

КОММЕНТАРИЙ

Валерий ТЕРЕХОВ, руководитель городского центра патриотического воспитания молодёжи «Мужество»: – Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение её к опыту предыдущих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан. Необходимо, чтобы идеей патриотизма глубоко проникся каждый молодой человек. Но для этого обществу необходимо повернуться лицом к проблеме патриотического воспитания детей и молодежи. Наш центр, объединяющий городские ветер
анские организации, конечно же, заинтересован в том, чтобы работа по патриотическому воспитанию проводилась на качественном уровне, и мы готовы всячески помогать в этом образовательным учреждениям. Растить патриотов можно не только на традициях героического прошлого, но и используя боевые традиции современной России, к примеру в рамках празднования Дня танкиста, Дня Военно-морского флота, Дня Воздушно-десантных войск, Дня пограничника и других дат. Формирование позитивного отношения у молодежи к военной службе – это одно из важнейших направлений патриотического воспитания.


Игорь ЛЕПЕШИНСКИЙ, начальник военной кафедры института военнотехнического образования ОмГТУ: – Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная работа. Конечно же, она требует от органов власти, образовательных учреждений, общественных объединений скоординированных и слаженных действий, обмена опытом. Мы готовы к такому взаимодействию. И опыт участия в таких совместных мероприятиях у нас есть. К примеру, наши курсанты участвовали во Всероссийской студенческой олимпиаде «Ратная слава России», которая проходила в Томском государственном университете при поддержке местной администрации. Кстати, наша команда заняла второе призовое место. Или, к примеру, наши студенты накануне Дня Победы писали рефераты «Их именами названы улицы Омска», собран большой материал, почему бы вместе не подготовить на его основе какое-то методическое пособие?! Конечно, работы много, надо ее тщательно планировать, готовить мероприятия, чтобы потом, «на выходе», появлялся не просто отчёт, а хороший результат. Как у нас говорят некоторые преподаватели, чтобы появлялся блеск в глазах у студентов. Если без блеска в глазах – значит, что-то проведено не так и цель не будет достигнута… Должен заметить, что мировоззрение у ребят, обучающихся на военной кафедре, меняется коренным образом: абитуриент и выпускник ИВТО ОмГТУ – это два разных человека.


Николай АНДРОСОВ, курсант военной кафедры ОмГТУ: Когда мы с ребятами поступали в вуз, то, честное слово, были совсем зелёными! Мы понимали и не осознавали, такое безопасность страны, как её надо защищать, что-то слышали о воинской присяге и воинской доблести, военной дисциплине и трудностях военной службы… Но в институте на занятиях увидели и прочувствовали всё это, появилась даже особая гордость за страну, за наших прадедов, которые с честью отстояли от нашествия врагов такую огромную территорию. Появилось желание быть причастными к этому, уметь в случае необходимости встать на защиту Родины, служить интересам народа. Тем более что примеров, на которых можно учиться этому, предостаточно.


Татьяна УХАБИНА, главный специалист отдела дополнительного образования и воспитания департамента образования мэрии: – Реализация программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» направлена на решение таких задач, как повышение социальной активности молодежи, возрождение духовности, преодоление экстремизма и других негативных явлений. Думаю, что с ними можно справиться, если действовать сообща, в тесном взаимодействии, чтобы не прерывалась преемственность поколений. У многих наших образовательных учреждений налажены тесные связи с танковым инженерным институтом, с учебным цент — ром ВДВ, постоянно для детей организуются экскурсии в Музейный комплекс воинской славы омичей, Музей боевой и трудовой славы омских железнодорожников. И мы очень рады, что нашли поддержку и понимание у руководителей института военно-технического образования ОмГТУ, которые содействовали нам в организации мероприятий по патриотическому воспитанию школьников.

ОмскПресс