Успех порождает успех

Общество

Успех порождает успех

Есть одарённые люди – из них талант брызжет, как шампанское вслед за хлопнувшей пробкой. Они заразительно смеются, рассказывают забавные истории, за жестами невозможно уследить, под завязку заряжают жизненным оптимизмом. О художественном руководителе Лицейского театра Сергее Родионовиче ТИМОФЕЕВЕ с ходу подобного не скажешь.

Внешне спокоен, не суетлив, вежливо здоровается, деликатно улыбается, глаза особенные: не пронзительные, а скорее ты сам полностью, с ног до головы, в них отражаешься. Для артиста не статен, несколько сутул, словно на плечах – груз жизни. Но когда начинаешь беседовать, слушать, догадываешься: там, внутри, зреет невзорванная граната.

Откуда такая кажущаяся смиренность? Тимофеев родился 18 сентября 1955 года. Сколько ему лет, считайте сами, его годы соответствуют росту успеха. Родители, Анна Васильевна, прядильщица, и Родион Федотович, водитель, жили в Черновцах. Почему такие красивые русские имена в украинской стороне? Дело в том, что здесь располагалось несколько старообрядческих общин с центром в Белой Кринице. Там до сих пор стоит церковь, подаренная Екатериной II, ни немцы во время оккупации, ни впоследствии большевики ее не тронули. Может, традиции края и сказались на характере Тимофеева. Например, родной брат Владимир пошел в священнослужители, он протоиерей, имеет два прихода, а вот Сергей подался в артисты. Призвание – оно ведь от Бога и с детства не дает покоя, зудит…

– Играл еще в школе, – вспоминает Сергей. – У нас была фантастическая учительница Софья Исааковна. У нее было своих девять детей. Так вот, она раздавала нам тексты и предлагала читать по ролям. В восемь лет я играл немецкого офицера, придумав ему акцент.

А еще в Черновцах был еврейский театр. В 50-м его правительство по каким-то соображениям расформировало. Кто-то из артистов уехал, кто-то остался и подался в самодеятельность. Актеры они были замечательные, а некоторые отличные режиссеры. Они устроились по различным ДК и как бы соревновались друг с другом в творчестве.

– Так во Дворце текстильщиков я сыграл Валентина в пьесе Рощина «Валентин и Валентина».

После школы поехал в Москву. Все, как правило, из Черновцов отправлялись в Ленинград, а Сергей в столицу. Не поступил. Что удивительно, все туры прошел, а это главное, завалился на общих экзаменах – что-то там балл недобрал.

Зато на следующий год в ту же Щукинку – будьте любезны. Курс набирал Анатолий Иванович Борисов. Будучи гениальным комиком-простаком, он и студентов подбирал себе под стать. Да и курс оказался необычным: кроме 26 актеров, на нем обучались 10 режиссеров. Было где параллельно познавать азы постановки спектакля. Курировал их не кто-нибудь, а народный артист СССР Евгений Рубенович Симонов!

– Мне посчастливилось играть в знаменитом спектакле Мастера «Потоп», который он ставил на курсе. А в его «Антонии и Клеопатре» – это уже на сцене театра имени Вахтангова – я носил алебарды в массовке и сколько раз видел захватывающую смерть Антония, когда Михаил Ульянов бросался на кинжал, торчащий из камина.

Про Сергея Родионовича рассказывать – чувствовать себя Бояном, а ведь мы только-только подбираемся к главному.

Игра в массовках профессионального театра дала будущему режиссеру возможность познать организацию спектакля изнутри, что, безусловно, помогло в дальнейшей работе. Он все время учился, все время проходил школу.

После окончания училища молодые актеры ходили показываться в московские театры, мечтая остаться в столице. Тимофеев, наоборот, решил посмотреть страну, увидеть другие сцены. Однокурсники-режиссеры посоветовали Омск, куда и был принят. Однако к работе приступил ближе к Новому году: снимался в то время в фильме «Казаки» по Толстому. Шел 1977 год. Товарищи-режиссеры не обманули, Омская драма не зря считалась одним из лучших театров страны. Кстати, Тимофеев сразу же получил квартиру. У Ханжарова имелись в запасе секреты для заманивания талантов. Однокурсник, выбравший Свердловск, когда узнал об условиях и подъемных, схватился за голову и сразу захотел в Сибирь.

– Это был фантастический театр! Им руководили гениальные люди. Директор Мигдат Нуртдинович Ханжаров, главные режиссеры Яков Маркович Киржнер, за ним Артур Юзефович Хайкин, позже Геннадий Рафаилович Тростянецкий. Скажу откровенно, сегодняшний успех театра – это от них, оттуда, из прошлого – т
акая крепкая была заложена основа.

Однако для молодого актера главных ролей не находилось, Сергей играл вводы, эпизоды… Но прозябать – не для него, устраивал капустники, веселые вечера – существовал в своей стихии. Занимался похожими постановками в разных ДК.

Первый настоящий успех пришел в 1979 году. Артисты драмы на сцене Дома актера показывали собственные работы. Предложили поучаствовать Тимофееву. А он давно мечтал прочесть со сцены «Иуду Искариота» Леонида Андреева. Этого русского писателя не то чтобы запрещали, но популярностью у советских властей он не пользовался, книги его почти не издавались. Сергей обратился к девушкам из библиотеки имени Ленина с просьбой найти повесть. Искали, нашли и перепечатали на машинке в единственном экземпляре. Готовился чуть ли не весь сезон.

Нет, это не имело отношения к декламации или мастерству художественного чтения – получился самый настоящий моноспектакль. Зрители видели захватывающий суд, где теперь уже известные библейские персонажи давали свидетельские показания против Иуды Искариота, неплохого, в принципе, парня. Люди понимали: речь на сцене шла об общественном мнении, которое можно легко повернуть и навесить на человека всех собак. И это в эпоху всеобщего единомыслия. Публика аплодировала стоя.

Однако приходилось обороняться. Некая «мадам Шапокляк» от марксизма-ленинизма всё допытывалась, почему именно Андреев, что имелось в виду – все доискивалась до антисоветчины. Исполнитель косил под дурачка, зато ведущие артисты встали стеной на защиту спектакля. Как-никак о те поры существовал худсовет…

Подходим к главному. В 1993 году Тимофеев из-за разногласий с главным режиссером покидает театр. Он устраивается в лицей учить детей театру. А поскольку взял две ставки, работал по шесть уроков в первую смену и столько же во вторую.

–Быть учителем – самый настоящий подвиг. Я приходил домой без рук, без ног, без головы. Падал… Но на следующий день вставал и бодро шел на занятия. Все же получал от преподавания радость. Но когда сегодня гляжу на наших учителей, на их зарплату, в груди боль. Какая низкая оценка их благородного и каторжного труда!

Азы педагогики Сергей Родионович постиг еще в театральном училище. Режиссер не только постановщик, но и воспитатель. Он подготавливает артиста к роли, к выражению образа. Потом это стало основой его работы с детьми: как научишь, так и будут играть.

У Сергея Тимофеева семья – жена и две дочери. Супруга, Елена Георгиевна, по профессии далека от театра. А вот дочери… Именно со старшей, Оли, и началось главное.

После первого курса университета Ольга предложила отцу организовать при вузе театр «Сферы» – театр, включающий в себя все сферы творческой деятельности: драму, танец, изобразительное искусство, музыку и т. д. А еще Оля узнала о фестивале молодежных театров в Гренобле. Но для этого надо прежде поучаствовать в конкурсе франкофонных (на французском языке) спектаклей в Екатеринбурге. Так появился удивительный спектакль «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто. В нем были заняты восемь человек: четыре девочки и четыре мальчика. Девочки исполняли роли матери, дочери, любовницы, стервы, а мальчики осуществляли разнообразное музыкальное сопровождение. Екатеринбург был побежден, и в 2002 году впервые омские молодые артисты, как в 1812 году, отправились покорять Францию, повторив успех предков.

Уже четыре года Сергей Тимофеев художественный руководитель Лицейского театра. Театра самого по себе уникального. О его головокружительных премьерах, успехах на зарубежных фестивалях и гастролях только ленивый не писал. Но писать об азарте, запальчивости и вдохновении – зря, театр надо видеть. То же, что фейерверк раскладывать на слова и буковки, – как ни старайся, не ослепит.

Сергей Родионович не просто постановщик ярких детских спектаклей (у него их немало – и в Новосибирске, и в Барнауле, и у нас в Омске: в Пятом, у Любови Ермолаевой, а «Эти свободные бабочки» до сих пор идут в ТЮЗе). Тимофеев – исключительно редкий режиссер. Он работает не только для детей, но и непосредственно с детьми. Ведь основная концепция Лицейского, заложенная его основателями, – театр должен быть профессиональным. Артисты, юные ли, постарше ли, совсем взрослые, выходя на сцену, получают актерское жалованье. Только самые начинающие играют бескорыстно, зато им дается возможность бесплатно пройти весь курс актерской муштры. А это к художественной самодеятельности не име
ет никакого отношения. Из ребенка начиная с восьми лет делают профессионала. Сразу воспитывают ответственность. Это и понятно, кому не хочется с младых ногтей ездить на гастроли за границу, и не просто ваньку валять, а срывать настоящий международный успех?

Надо полагать, у режиссера этих рецептов несмолкаемого успеха – навалом, но, клянусь, ни один журналист до них не допытался. Для этого надо надеть трико и часами стоять у станка; принять правильную позу и теми же часами «ми-мэ-ма-мо» – распеваться; не успев проснуться, четко проговаривать скороговорки, и это только чуть-чуть… А душа?! Как воплотить чужую душу?

– Наш главный учебный процесс – репетиции. Репетируем и учимся играть на ролях. Надо отметить, омский неподражаемый и единственный в стране театр находится под эгидой города, под непосредственной опекой мэра В. Ф. Шрейдера и директора департамента культуры В. М. Демченко.

– Они нас холят, лелеют, гордятся нами и постоянно помогают, – откровенничает художественный руководитель.

Сейчас в работе спектакль по первой комедии Мольера – «Шалый, или Всё невпопад». В нем заняты десять артистов, возраст – от 18 до 30 лет.

ОмскПресс