Кустики и Барашки

Общество

Кустики и Барашки

Почему в Омске тридцать шесть Северных? Откуда в Ленинском округе взялся Порт-Артур? И кто такой Сунь Ятсен? Корреспондент «Вечёрки» попытался разобраться в омской топонимике.

На «первый-второй» рассчитайсь!

Всем известно, что в Омске 36 Северных улиц, 22 Марьяновские, 21 Амурская и т.д. Бытует мнение, что порядковые номера улиц – пережиток советской эпохи. Но мнение это ошибочное. Применить английскую или американскую систему упорядочивания улиц на окраинах городская управа подумывала еще в 1919 году. А вот реализовала эту идею уже, действительно, советская власть – в 1920-м. Причем иногда улицам вообще присваивали только номера – без названий. Они так и назывались – Безназванные. В южной части Старого Кировска таких Безназванных улиц было аж 17. Со временем им все-таки дали имена. Например, 5-я Безназванная стала улицей Грибоедова, 6-я – Днепровской. Иногда улицам не давали даже порядковые номера. Была в Омске улица под названием «Будущая». Позже она влилась во 2-ю Северную.

 

Омские Сахалин и Порт-Артур

В конце XIX века в связи со строительством Транссибирской магистрали возник ряд поселений возле железной дороги. Постепенно город расширялся и поглощал расположенные близ него населенные пункты. Один из таких пунктов – поселок Порт-Артур, названный в честь дальневосточной крепости (поселок возник как раз во времена Русскояпонской войны). В 1935 году его переименовали в Куйбышевский городок, но название не прижилось.

Был близ Омска и свой Сахалин – нынешние Чередовые улицы. Микрорайон современной улицы Труда назывался Черным городком – из-за неблагоустроенности и паровозной копоти, наполнявшей воздух. Жили в Черном городке железнодорожные рабочие. За железнодорожными путями, в противоположность Черному, появился Белый городок. Там жили служащие и высококвалифицированные рабочие железной дороги. В Красном городке располагались красноармейские лагеря и казармы. Между железнодорожными путями к вокзалу и сортировочной станцией располагался поселок Треугольник.

 

Кустики-Барашки

Были у омских улиц и довольно забавные названия. Так, например, теперешняя Луганская когда-то называлась Барашки – на высоком берегу Оми жители пасли овец. Современную Малую Ивановскую горожане называли Кустики, а Перекоповскую – Уголки. Улица, по которой выгоняли коровье стадо, так и называлась – Выгонная. Названия Непрохожая (современная Халтурина) и Непроезжая (Саянская) говорят сами за себя.

 

Непонятно…

Не всегда ясны мотивы, по которым улицам присваивали имена великих людей. Например, какое отношение к Омску имеет английский естествоиспытатель Дарвин, имя которого носил один из городских переулков? Или великий композитор Бетховен? Улица его имени и сейчас существует в Старом Кировске. До недавнего времени в Омске была улица имени китайского коммуниста Сунь Ятсена. А в честь русского прозаика Антона Павловича Чехова улицу назвали только лишь потому, что по пути на Сахалин он останавливался в селениях нынешней Омской области. В советский период в Омке было много улиц, носивших труднопроизносимые названия типа Жактовская, Осводовская, Осоавиахимовская, МОПРа. Всё это – сокращения. Например, ЖАКТ – жилищно-арендное кооперативное товарищество, а ОСВОД – общество спасения на водах, ОСОАВИАХИМ – общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, МОПР – международная организация помощи борцам революции. К счастью, сейчас большинство из них уже переименованы.

 

Самая короткая улица в Омске – Чехова. На ней расположен всего один дом под номером 3. На втором месте – улица со странным названием: площадь Дзержинского (не путать с улицей Дзержинского). На ней два дома: № 1 и 1а.

 

КОММЕНТАРИЙ

Владимир СЕЛЮК, председатель Общества коренных омичей, член топонимической комиссии администрации города Омска:

– Чаще всего названия омских улиц предлагают общественные организации или частные лица. Они направляют свои предложения в окружную администрацию, а те, в свою очередь, в топонимическую комиссию. Комиссия коллегиально обсуждает предложения и большинством голосов принимает решения.

Мы стараемся прис
ваивать названия, связанные с Омском. Потому что часто бывает, что остановка называется, например, «Баня» или «Аптека». Но ни бани, ни аптеки там уже давно нет. А переименование, особенно когда речь идет о целых улицах, – процедура дорогостоящая. Ведь всем проживающим на ней нужно менять документы.

Сейчас Общество коренных омичей намерено предложить городским властям вернуть улице Рабиновича ее прежнее название – Воздвиженская, в честь стоящего на ней Крестовоздвиженского кафедрального собора. А также переименовать и остановку общественного транспорта «Улица Рабиновича» в «Кадышевскую». Так когда-то назывался один из омских форштадтов – по имени одного из первых поселенцев. Жилых зданий там очень мало, поэтому больших финансовых затрат переименование не потребует.

ОмскПресс