Из крана течёт жёлтая вода

Общество

Из крана течёт жёлтая вода

Куда обращаться, если из крана течет грязная вода или батареи в квартире еле теплые? Нужно ли оплачивать такой «сервис»? И как зафиксировать нарушения?

Требования к качеству коммунальных услуг содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг. Найти эти правила можно в любой правовой системе в Интернете. В случае нарушения Правил (например, превышение допустимого времени отключения воды или ухудшение ее качества) потребитель вправе потребовать от поставщика перерасчета платы.

Для этого, прежде всего, необходимо сообщить о факте нарушения в аварийно-диспетчерскую службу. Если собственники заключили договор напрямую с поставщиком («Омскэнергосбыт» или «ТГК-11»), то звонить нужно в диспетчерскую поставщика. Если договор на оказание коммунальных услуг от имени собственников заключила управляющая компания или ТСЖ – соответственно, в диспетчерскую управляющей организации. Сделать это можно письменно или по телефону. Обязательно уточните у диспетчера его фамилию, имя и отчество, регистрационный номер заявки и время ее приема.

Если диспетчер знает причину отключения или ухудшения качества услуги – он обязан сообщить ее потребителю и сделать соответствующую заметку в журнале регистрации заявок. Тем самым он признает факт нарушения.

Если диспетчер не знает о неполадке, он обязан согласовать с потребителем время и дату проверки для установления факта. Время оговаривается по условиям договора – обычно в документе прописываются сроки. По результатам проверки в двух экземплярах составляется акт. Его подписывают и потребитель, и исполнитель.

Кроме того, можно самостоятельно зафиксировать факт нарушения Правил – например, с помощью фото- и видеосъемки, пригласить соседей в свидетели и т.д. А вот проводить экспертизу грязной воды правозащитники не советуют: это и дорого, и доказать потом в суде, что вода текла именно из этого крана и именно в это время, практически невозможно.

Если стороны не пришли к единому решению, можно пригласить сотрудника государственной жилищной инспекции, а также представителя общества по защите прав потребителей. В этом случае акт подписывают уже все присутствующие.

В акте должны быть указаны параметры качества услуги, время и дата, с которой услуга не предоставлялась или ее качество ухудшилось. Правильно оформленный акт – основание для перерасчета размера платы за комуслуги и уплаты исполнителем неустойки. Момент начала предоставления услуги или нормализации ее качества также фиксируется актом или прибором учета.

По словам председателя центра защиты прав потребителей «Альтернатива» Игоря ЕРМОЛАЕВА, подобные дела редко доходят до суда. Объясняется это лояльностью потребителей: омичи уже привыкли к тому, что им периодически по непонятным причинам отключают воду или уменьшают напор. Но если конфликт переходит в судебное разбирательство, тянется оно не меньше полугода.

К сожалению, до сих пор сохранилась многолетняя практика, когда исполнители услуги всячески пытаются переложить вину на собственников или любым другим способом снять с себя ответственность.

ОмскПресс