Фальшивомонетчикам дали сдачу

Происшествия

Фальшивомонетчикам дали сдачу

29 апреля Омский областной суд вынес приговор по делу о преступной группе, сбывавшей поддельные банкноты. Одиннадцать молодых людей признаны виновными в том, что в апреле позапрошлого года сбывали липовые купюры в Омске, в Омской области, в Братском районе Иркутской области и в Бийском районе Алтайского края.

Преступление в цифрах

Девять месяцев длились в Омском областном суде слушания по делу «Абдулаевской группы». Только 3 дня заняло чтение приговора, и, наконец, на прошлой неделе судья дочитала его. Семь участников группы получили реальные сроки от 21 месяца до 9 лет, еще 3 участника «низшего звена», так называемые «исполнители», получили условное наказание. Итого – одиннадцать человек в возрасте от 22 до 40 лет на скамье подсудимых, а еще в процессе участвовали одиннадцать адвокатов и больше сотни свидетелей.

Одиннадцать молодых людей – лишь верхушка невидимого айсберга, которую смогли «ухватить» силовые структуры. Кто делал деньги и как, сколько еще человек входили в группу и какую сумму им удалось «разменять» – все это осталось неустановленным. Из показаний подсудимых и свидетелей ясно: банкноты номиналом в 1000 рублей прибыли в наш город из Дагестана (по оперативным данным, 6000 поддельных банкнот на сумму в шесть миллионов) и буквально за несколько месяцев разошлись по Омской и Иркутской областям и в Алтайском крае. Схема была проста: в торговых павильонах, кафэшках, заправках, простеньких, без аппаратов для проверки купюр, исполнители брали пачку сигарет, чаще – «Parlament», на сдачу забирали настоящие деньги. 450 рублей с каждой разменянной купюры отправлялись в Махачкалу «производителям» – тем самым неустановленным лицам, которые умело «нарисовали» деньги.

Они были неуловимы: не «светились» в крупных магазинах, тщательно выбирали тайник, в общем, соблюдали конспирацию. Мало того, только в зале суда увидели друг друга вместе злоумышленники, составлявшие пирамиду, в которой верхушка не пересекалась с исполнителями – так четко все было организовано. Ухватить след фальшивомонетчиков помогла продавец в одном из бийских магазинов, которая вовремя заметила, что купюра «левая»…

Простая схема сложного дела

Зимой 2007 года 24-летний Алик Абдулаев, житель поселка Шербакуль Омской области, в прошлом спортсмен, победитель всероссийских и международных чемпионатов по восточным единоборствам (это позднее судья посчитал за смягчающее обстоятельство), со своим знакомым 40-летним уроженцем Дагестана Умаром Атаевым организовали преступную группу. Задача стояла простая – максимально обогатиться, «разменивая» поддельные купюры на настоящие. Люди, готовые за часть прибыли «работать», нашлись тут же: часть команды, наиболее приближенную к организатору, Абдулаев собрал из своих же знакомых. Те соответственно набрали «своих» людей – получилась группировка. Абдулаев весь процесс координировал, распределял поддельные купюры, собирал и распределял вырученные средства – проще говоря, держал кассу. Помогал ему в этом процессе Атаев, который в марте на BMW привез из Махачкалы в Омск партию поддельных банковских билетов Центробанка. Приятель Абдулаева, тоже житель Шербакуля, перевозил партию поддельных купюр из тайника в Шербакуле в Омск и оставлял деньги в другом тайнике, в расщелине у основания бетонной плиты дома на улице Чапаева. Через некоторое время туда подъезжал четвертый участник группы, который забирал купюры и после – по цепочке передавал настоящие, из расчета по 450 рублей настоящих на каждые 1000 фальшивых. Затем настоящие деньги направлялись в «Континент»: охранник банковского отделения по своему паспорту перечислял через систему Western Union собранные средства в Махачкалу – тем лицам, которые продали группировке «хрустящий» товар.

Были у группы Абдулаева и свои структурные подразделения. Так, одна троица разменивала деньги в ларьках Омской области (в Тюкалинском, Называевском, Калачинском районах) и в Иркутской области. Другие три человека по той же схеме сбывали фальшивые купюры в Бийске… Молодые люди прибыли туда из Омска с партией банкнот (сколько точно – неизвестно, но не менее 20 штук, 3 из которых они с
были в Омске), там познакомились с таксистом, хорошо знающим город, – местный «язык» согласился помогать гостям из Бийска и тоже оказался на скамье подсудимых.

Иногда у преступников получалось сбывать несколько купюр разом. Потерпевшей по делу проходит жительница Омской области, у которой они приобрели несколько упаковок коньяка на 7 тысяч рублей. Но самый большой ущерб был нанесен одному коммерсанту. Ему вернули долг фальшивками (в пачке оказалось не менее 149 липовых купюр).

 

Опера взяли след

О том, что в Омске «гуляют» фальшивые купюры, милиция поняла еще в марте, однако поймать конспираторов за руку оказалось не так просто. Первый след дагестанских липовых тысяч появился в Бийске: 15 апреля местный наряд милиции взял с поличным одного из членов группировки. Около 3 часов дня в магазине «Белла» молодой человек купил сигареты, рассчитавшись фальшивой тысячерублевой купюрой, а еще через полчаса попытался сбыть следующую фальшивку в находящемся неподалеку магазине «Городок». В этот раз бдительный продавец обнаружила подделку и немедленно сообщила об этом в милицию. Спустя несколько минут сбытчик был задержан группой немедленного реагирования. Как пояснил тогда задержанный, две липовые купюры ему достались, когда он продал свой сотовый телефон на местном рынке. О том, что они фальшивые, он якобы и не знал вовсе. Однако вскоре задержанный «сдал» своих подельников… Милиция по одному восстановила цепочку группы Абдулаева.

На организаторов преступной группировки вышли оперативники омской милиции. Во время оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» оперативники под видом гражданских лиц предложили группе продать им сто поддельных купюр за 45 тысяч рублей. Через несколько дней злоумышленников взяли «силовики» с мечеными 45 тысячами и партией поддельных купюр: во время обыска в гараже в тайнике были обнаружены еще 1229 купюр, плюс те, которые нашлись в карманах у отдельных участников группировки.

 

Решение суда

Все подсудимые были признаны виновными по различным эпизодам сбыта и получили сроки лишения свободы: кто-то реальный в исправительной колонии строгого режима, кто-то – условный. Лидер группировки Алик Абдулаев, по решению суда, следующие 9 лет должен провести за решеткой, а Умар Атаев получил 8 лет и 9 месяцев срока. Все подсудимые должны заплатить штраф в государственный бюджет: от 30 до 200 тысяч в зависимости от количества доказанных в ходе судебного следствия преступлений и их роли в преступной группе. Также осужденные должны заплатить в госбюджет ещё по 90–100 тысяч рублей издержек за услуги адвокатов.

– С решением суда я согласен и считаю, что это взвешенный, сбалансированный приговор, с учетом того, что сделано, совершено и с учетом личности осужденного. Судья была беспристрастна, хоть это и плохо для защиты… – прокомментировал решение суда адвокат Хаким Садыков, представлявший интересы одного из подсудимых. – Не думаю, что защита будет подавать кассационную жалобу, поскольку, повторю, решение было объективным, взвешенным, пропорциональным.

Хаким Садыков предположил, что и сторона обвинения не станет подавать жалобу в Верховный суд, намекнул на некие «дефекты» в работе следствия и в доказательствах. Однако гособвинитель Антон Чернышов заявил противоположное:

– Я согласен с приговором в том, что он является обвинительным: все 11 подсудимых были признаны судом виновными и осуждены к различным срокам. Но вот, к сожалению, со сроками я не вполне согласен, поскольку обвинение настаивало на более суровом наказании (от авт.: от 9 до 16 лет реального срока всем участникам дела). Я думаю, мы воспользуемся правом и обжалуем приговор.

 

КСТАТИ

Судья вместе с приговором вынес и интересное частное постановление, которое было направлено директору департамента судебных приставов по Алтайскому краю: УФССП сумело «доставить» из Бийска в Омск около 50 свидетелей по данному делу… путем видеоконференции. Суд подчеркнул, что благодаря такой «творческой инициативе», были сэкономлены не только денежные средства на сопровождение из алтайского города (находится в 1000 километров от Омска), но и время на судебные слушания.

 

Ксения УГЛАНОВА

ОмскПресс