Танцы «Руси» полюбились хантам и манси

Общество

Танцы «Руси» полюбились хантам и манси

Русь… У одних она ассоциируется с бескрайними пшеничными полями, у других — с чистыми родниками и голубыми озерами, а у третьих — с веселыми наигрышами гармони да задорными танцами.

Вот и получается, что руководитель Сибирского хореографического ансамбля «Русь» Виктор ГЛУХОВИЧЕВ, выбрав для коллектива это название, ничуть не прогадал — для всех оно сразу же стало понятным, родным и очень-очень дорогим,  как Родина.

— Почему Сибирский? Так ведь мы живем в Сибири, — разъясняет Глуховичев.-Хореографический? Думаю, это понятно, поскольку в основе любого танца — хореография. Но, согласитесь, одни танцы в концертной программе — это перегруз, поэтому мы ввели и вокалистов: пока танцовщики переодеваются к следующему номеру, они поют для зрителей. Их выступления в программе смотрятся естественно, органично.

К этой «визитке» ансамбля «Русь» необходимо добавить словосочетание «муниципальное учреждение культуры». В этом году ему исполняется пять лет. А, кажется, совсем недавно «русичи» только присматривались друг к другу, оценивали на просмотрах, кто на что способен.

Появление ансамбля на свет было одновременно и неожиданным,и закономерным. Как в известной поговорке: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Осенью 2006 года Виктор Глуховичев, выпускник Алтайского института культуры, за плечами которого к тому времени была не только работа в ансамбле песни и танца СибВО, Омском государственном русском народном хоре, Москонцерте, но и десятилетняя круговерть в столичном шоу-бизнесе, решил предложить департаменту культуры администрации города свой проект по созданию в Омске шоу-балета. А ему в ответ — встречное предложение, мол, есть у нас танцевальный коллектив «Птица-тройка», вроде и неплохой, да дела там совсем не ладятся, может быть, он возьмется возродить ансамбль, переживающий творческий кризис.

Глуховичев подумал и решил сделать эдакий симбиоз, но сразу же заявил, что работать под чужим брендом не будет.

— Мне сказали, дескать, хорошо, придумывай, выбирай новое название, — вспоминает он. — Мы очень долго думали, но все, что предлагалось, крутилось вокруг одного слова — Русь. А оно ведь очень многогранное, многозначительное, многожанровое! Под это слово можно подвести любую программу для любой зрительской аудитории. Скажем, можно сделать выступление чисто народным или стилизованным, можно показать многонациональную культуру — танцы народов, живущих рядом с русскими — украинцев, белорусов, казахов. Словом, размах для творчества огромный.

А потом он пошел просить денег…у мэра. Признаться, скептики ему говорили, что зря он напрашивается на встречу к градоначальнику, не дадут ему финансов на танцы.

— Не знаю, откуда у меня была эта уверенность, но я всем говорил: «Дадут!», -вспоминая улыбается Виктор Михайлович. -Был уверен в этом на сто процентов. И когда Виктор Филиппович спросил, сколько нужно денег, тут же назвал ему сумму: «Два миллиона». Спасибо огромное мэру, если бы он не дал тогда денег, то и ансамбля не было бы. Он сделал для нас большое дело. И не только для нас.

Сегодня хореографический ансамбль «Русь» — это лицо города, это лучший коллектив, ведь не случайно его приглашают выступать перед иностранными гостями, которые приезжают в Омск. Визитеры из дальних стран просто в восторге от выступлений ансамбля.

Да и то сказать, чего стоит, к примеру, номер «Поле», когда девушки — симпатичные, стройные, как куколки! — выходят на сцену в пышных золотистых, как колосья, платьях, с пшенично-васильковыми коронами-снопами на головках. Еще одной потрясающей «изюминкой» считается номер «Сказочное озеро» — свет, музыка, хореография, костюмы — все настолько продумано и тщательно подобрано, что просто завораживает зрителя! Среди «хитов» ансамбля можно назвать постановки «Триколор», «Забава», «Русский перепляс».

Понятно, что далось это не в одночасье. Потребовалось время, чтобы собрать в «Русь» лучших талантливых артистов.

— Когда я пришел в умирающую «Птицу-тройку», то сразу сказал: кто хочет работать — оставайтесь, кто не хочет — не держу, не неволю. Многие ушли, — рассказывает Виктор Глуховичев. — Из того коллектива сегодня в «Руси» работают две девушки — они захотели работать и работают. Профессионально, с душой… Остальных набирал из молодых — из областного колледжа культуры, с отделения хореографии факультета культуры и искусств ОмГУ имени Достоевского. Есть ребята, которые танцевали в Омском русском народном хоре, но им интереснее показалось работать в нашем молодом коллективе. Так у нас сложилась интересная команда, общий состав — 24 человека. Коллектив достаточно мобильный, легкий на подъем. Да и задача изначально ставилась: не раздувать все это, а сделать так, чтобы наши выступления были зрелищны, красивы, интересны и актуальны. И в то же время, чтобы мы знакомили зрителей с традициями нашей русской культуры, через танец доносили этот пласт культуры до молодежи…

А для этого потребовалось многое, и не только молодые танцоры, готовые закружиться в хороводе или пуститься в перепляс. К примеру, отшить комплект костюмов на номер (на шесть девушек и шесть юношей) стоит в среднем 300-500 тысяч рублей. У ансамбля есть один комплект, который стоит 800 тысяч рублей! Но иначе нельзя. И чтобы выглядеть достойно на сцене (да еще и с таким брендом — авт.), коллектив заказывает себе «наряды» не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге в пошивочных мастерских Государственного академического Мариинского театра.

— У нас с самого начала была взята высокая планка, и мы не можем опуститься ниже, — считает Глуховичев. — Поэтому и костюмы шьем не в Омске, а в Питере, и обувь нам шьют там же. Шикарная, замечу, обувь — ручной работы, мягкая, качественная. По стоимости эти туфельки и сапожки не намного ушли от омских цен, но качество несоизмеримо. Там для концертной обуви используют перчаточную кожу, и когда танцор или танцовщица тянут носочек, видно каждый изгиб!.. Я как руководитель, балетмейстер, художественный руководитель, менеджер не могу допустить, чтобы что-то у нас было хуже.

Поэтому и балетмейстеров из Москвы приглашали. Так, в создании большой концертной программы «Россия жива», основанной на народной и современной хореографии, в качестве постановщика принимал участие знаменитый московский балетмейстер заслуженный артист РФ Александр Ковтун. Музыка к концертным номерам «Руси» была написана специально известным столичным композитором Владимиром Корневым (к сожалению, он в этом году умер — царствие ему небесное), который работал с такими известными коллективами как Красноярский ансамбль танца Сибири «Берёзка», театр танца «Гжель», ансамбль «Кострома».

Сегодня «Русичи» уже приглашают в ДК «Современник», где они располагаются, на открытые уроки и репетиции начинающих танцоров и вокалистов. Многим ансамбль нравится, многие хотят попасть в него, но, разумеется, подходящие кадры проходят очень жесткий отсев. К примеру, солист-вокалист у коллектива есть — Максим Комендантов, а солистку присматривают, выбирают, чтобы «вписалась» в ансамбль, чтобы у нее был не только красивый голос, но и внешность, и рост подходящий, и особая энергетика, и работоспособность. Что касается танцоров, то за них Глуховичев спокоен: костяк сложился. Это — солисты Оксана и Дмитрий Азаровы (муж и жена), Татьяна Коровченко, Сергей Болдаев, Александр Седымов, Виолетта Березовская … Вокруг них, как заметил худрук, в танцах все и крутится.

— Честно говоря, я доволен ребятами: как они работают на сцене — ну просто молодцы! Рад, что коллектив у нас получился уникальный. Казалось бы, мы, как и многие, работаем в народном формате, но мы абсолютно другие, отличные от всех — от Омского русского хора, от ансамбля танца «Иртыш». И где бы мы не выступали, слышим только слова благодарности. К примеру, на майские праздники выезжали в Ханты-Мансийск, надо было видеть, как нас принимали! Это был настоящий фурор!.. Пригласили нас снова на 12 июня — на День России и День города Ханты-Мансийска. А эта дата и для нас особая — ансамбль считает ее своим днем рождения. Но в любом случае, где бы мы ни были в этот день, мы будем славить Русь, Россию, Родину.

ОмскПресс