Что такое шантильи и тальма? Для чего перед стиркой одежду необходимо разбирать на «запчасти»? Петербургский коллекционер Наталья КОСТРИГИНА рассказала корреспонденту «Вечёрки» о распорядке дня омских модниц конца XIX — начала XX веков, о секретах ухода за старинной одеждой и непременном атрибуте каждой дамы.
Не мочите шантильи!
В выставочных залах краеведческого музея — мягкий свет. Здесь будто бы слышен легкий шелест шелка и тихая песня золотошвейки. Здесь 11 мая открылась выставка «Санкт-Петербург — Омск: городской женский костюм конца XIX — начала ХХ вв.». В Омске наряды городских модниц пробудут около четырех месяцев, а затем вернутся домой в Петербург и отправятся в «карантин»: реставраторы осмотрят каждый миллиметр, очистят от пыли, уберут влагу или (не дай бог!) моль. После этого одежда и аксессуары пролежат в хранилищах минимум полгода, не показываясь на свет.
— Только так можно продлить жизнь деликатному текстилю, -объяснила Наталья Костригина. — Раньше ткань и красители были совсем другие, некоторые из них боятся влаги. Эти вещи раньше не стирали. У служанок были свои секреты очистки и выведения пятен, некоторые из них известны реставраторам. Гардеробы у дворянок были большие, вещи носились аккуратно, а если приходили в негодность, дамы отдавали свои наряды служанкам, а те уже перешивали для себя. Но некоторую одежду иногда все-таки опускали в воду, предварительно произведя демонтаж и полностью сняв кружева.
Кружева чистились отдельно, особенно если это шантильи -французское шелковое кружево ручной работы. Оно и по сей день стоит очень дорого. Если даже платье с шантильи портилось, кружева срезали и перешивали на другое или же что-то из них мастерили: выбрасывать шантильи было слишком накладно.
Две одёжки -сто застёжек
Омские модницы конца XIX -начала ХХ вв. брали пример с петербурженок, а те, в свою очередь, черпали информацию из модных парижских журналов. Утро петербурженки начиналось около 10 часов, ведь домой после встреч, балов и оперы приходили за полночь. Завтракали в накинутом утреннем халате -матине. А уже после завтрака начинался долгий процесс одевания и причесывания.
— Дворянка могла одеться только с помощью постороннего человека: слишком много на одежде застежек, — рассказала владелица коллекции. — Все вещи были на подкладе, и сначала застегивался на десятки крючочков подклад, затем сама одежда. Наряды многослойные: сорочка, нижняя юбка, а то и не одна.
Каждому платью -свою роль
Одежда у предшественниц нынешних модниц четко различалась по тому, для каких целей предназначалась. Были платья визитные: более нарядные, чем домашние, но все же не такие, как вечерние и, тем более, бальные. Визитное платье — закрытое, нет декольте и коротких рукавов, но украшенное кружевом или вышивкой. Такое платье надевалось каждый день, ведь визитов в ту пору было очень много. Иной связи, кроме писем и походов в гости, на рубеже XIX ХХ веков не было. А для светской дамы поговорить, обсудить новости, поделиться сплетнями — святое дело!
Когда именитые горожанки ехали в оперу, в театр или на званый ужин, велели служанкам одеть себя в платье вечернее. Тут уже было декольте и слегка открытые руки, бисерное шитье, богатая вышивка. И самыми нарядными, дорогими и откровенными были, конечно, бальные платья. А самой практичной -дорожная одежда темных тонов и с минимумом украшений.
На выставку в Омск Наталья привезла не только платья различных видов, но и верхнюю одежду.
— Обычно такие тальмы, плащ-накидки без рукавов, дворянки использовали, когда ехали в театр или в гости, — пояснила Костригина. — Ведь нарядные платья часто были с большими буфами, и чтобы их не помять, вытаскивая из рукавов пальто, активно пользовались такой верхней одеждой, которая просто накидывается на плечи. Это не только красиво, но и удобно.
КСТАТИ
В гардеробе дворянки к каждому наряду были подобраны свои туфли. Шились они вручную из шелка, атласа, лайковой кожи, украшались золотым шитьем, вышивкой. Ни по нашим дорогам, ни тем более по мостовым той эпохи в таких туфлях не походишь. Дво рянки — сословие не бедное, а потому ездили по улицам в карете, ходили в основном по имениям и дворцам. Поэтому столь непрактичная обувь могла прослужить достаточно долго. А вот за один бал шелковые туфельки вполне могли сноситься.
СПРАВКА «ВО»
На сегодняшний день коллекция Натальи Костригиной насчитывает 360 экспонатов, включая аксессуары: обувь, зонты, веера, сумочки. Сумочка в ту эпоху была важнейшим аксессуаром: без нее дама не могла никуда выйти.