Сегодня в Омске состоится Всероссийское совещание по вопросам развития территориального общественного самоуправления. Организатором форума выступил Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС). Накануне конференции председатель ВСМС Вячеслав ТИМЧЕНКО в городском пресс-клубе дал интернет-пресс-конференцию для представителей городских СМИ, в ходе которой рассказал о ближайших планах организации и проблематике местного самоуправления в целом.
— Во многих регионах страны ТОС уже успело зарекомендовать себя как эффективная форма самоорганизации граждан. Но в каждом городе есть свои особенности и нюансы. Вячеслав Степанович, как Вы оцениваете путь, который в этом направлении проделан в Омске?
— По моему мнению и по мнению моих коллег, именно ТОС и есть настоящее, подлинное местное самоуправление. И, безусловно, опыт Омска играет одну из ключевых позиций. В городе давно выстроена и эффективно работает целая сеть комитетов территориального общественного самоуправления, которые стали надежным связующим звеном между населением и органами власти. В общественно полезную деятельность вовлечены около 17 тысяч человек. Опыт Омска достоин того, чтобы его распространили на всю страну
— Зачастую роль территориального общественного самоуправления пытаются свести лишь к благоустройству. Могут ли КТОСы заниматься более серьезными вещами, например решать конфликты, которые часто возникают между собственниками жилья и недобросовестными управляющими компаниями?
— Злободневный вопрос. КТОС не только может, но и должен отстаивать интересы граждан при возникновении подобных споров. Надо признать, что законодательство, которое регулирует деятельность управляющих компаний, нуждается в доработке и совершенствовании. Госдума сегодня рассматривает ряд законопроектов, которые существенно повышают требования к управляющим компаниям. Но профилактическую работу и юридическую помощь, в том числе защиту в судах, должны взять на себя КТОСы.
— Как, на Ваш взгляд, должно быть выстроено взаимодействие между муниципалитетами и территориальным самоуправлением? Иными словами — кто к кому должен идти: общественники в мэрию или мэр в КТОСы?
— Этот процесс должен быть взаимным. Тот глава города, округа, который регулярно общается с общественниками, только выигрывает. Он более оперативно реагирует на проблемы населения. Но и гражданская активность населения должна повышаться. Каждый должен понимать, что именно от него зависит жизнь в городе, поселке, микрорайоне.
Роль КТОСов заключается еще и в воспитании личности. Я знаю, что в Омске патриотическому, гражданскому воспитанию уделяется большое внимание и именно через КТОСы реализуются подобные программы. Когда нам удастся сформировать в молодежной среде внутреннюю духовную культуру, которая будет основываться на принципах честности, порядочности, неравнодушия, именно тогда каждый гражданин поймет, что он, участвуя в работе органов местного самоуправления, делает свою жизнь более достойной и более комфортной.
— Удалось ли сформировать в России систему местного самоуправления как равноправную ветвь власти, или это в большей степени остается декларацией?
— Надо смотреть на вещи объективно. За 10 — 15 лет сформировать местное самоуправление невозможно. Сложность заключается в самой истории России. Если до революции развитие системы местного самоуправления поддерживалось на всех уровнях, включая уровень главы государства, то в советский период это прекратилось. Поэтому нет у нас сейчас укоренившихся традиций, и одна из главных проблем сегодняшнего российского самоуправления — это его молодость.
Второй важной проблемой является кадровый потенциал. Этот вопрос стоит даже острее, чем недостаточность финансовых средств, которая тоже тормозит развитие местного самоуправления. Если проанализировать и посмотреть, кто сегодня находится у руля муниципалитетов, то окажется, что это в основном люди старшего поколения. Правда, в последнее время в органы МСУ стали приходить молодые люди, в том числе из среднего и малого бизнеса. Они уже умеют управлять собственным делом, и этот опыт пригождается им в управлении городским хозяйством. Мы видим, что такое происходит в Омске, и это нужно приветствовать
.
— Вы уже упомянули финансовые проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты. Несоответствие доходов с возложенными на МСУ функциями заложено в современном законодательстве. Намерен ли ВСМС выступить с инициативами по исправлению ситуации? И насколько вообще прислушиваются к мнению ВСМС?
— На сегодняшний день законодательная база местного самоуправления сформирована процентов на 90. Но ВСМС не является субъектом законодательной инициативы. Однако среди членов нашей организации есть депутаты Государственной думы, региональных Законодательных собраний, губернаторы, то есть те люди, которые могут инициировать принятие новых законов, используя свой ресурс. Роль же ВСМС заключается в проведении конференций, вроде той, что состоится в Омске. За год мы провели подобные форумы в семи федеральных округах. Так вот итогом таких форумов, встреч, конференций в том числе является и формирование законодательных инициатив в интересах муниципальных образований. И к нам прислушиваются. Это подтверждается встречами на самом высоком уровне, которые проводят Президент России, премьер-министр, министр регионального развития. У них мы находим эффективную поддержку.